Метафизарные очаги

Метафизарные очаги, т. е. очаги, располагающиеся дальше от сустава, ведут себя различно, в зависимости от их положения в отношении росткового хряща.


Больной В., 5 лет

Больной В., 5 лет

Центральный метафизарный туберкулезный остит шейки плечевой кости. На рентгенограмме — большой очаг деструкции с не совсем четкими контурами, но с крупным плотным губчатым секвестром; сустав не вовлечен в процесс, отсутствует остеопороз и периостальная реакция.


Располагаясь вдали от хряща, они обычно окончательно и постепенно, с ростом кости, отодвигаются в сторону диафиза (смотрите рисунок выше); нередко наблюдается внесуставное перемещение очага к периферии (образование пристеночного внесуставного очага) (смотрите рисунок ниже).


Больной Н., 9 лет

Больной Н., 9 лет

Пристеночный периферический очаг внутреннего отдела шейки плечевой кости с большим кортикальным секвестром. Рентгенограмма.


Самым интересным с нашей точки зрения является то обстоятельство, что в диафизарном направлении (т. е. от сустава) центральный метафизарный очаг не увеличивается и не разрастается (он может лишь целиком отодвигаться в связи с ростом, как можно видеть на рисунках ниже), тогда как пристеночный — остеопериостальный — движется чаще всего от сустава; такое положение может обусловливаться распределением миэлоидного костного мозга и направлением сосудисто-лимфатических путей.

Смотрите рисунок — Отодвигание первичного костного очага в проксимальном направлении от сустава

Смотрите рисунок — Отодвигание метадиафизарного очага в проксимальном направлении

Очаги, прилегающие непосредственно к ростковому хрящу, чаще всего распространяются между хрящом и костью; с одной стороны, это может привести к переходу процесса на синовиальную оболочку, которая прикрепляется здесь, а с другой — эти очаги могут влиять на ростковую функцию хряща, что нередко у детей приводит к нарушению роста и искривлению конечности.

Эпифизарные очаги также могут быть источником разрастания грануломы между хрящом и костью, что может привести к эпифизиолизу, к патологическому отделению эпифиза по линии росткового хряща.

Подобное же разрастание грануломы встречается при расположении очага в непосредственной близости к покровному хрящу, что может вызвать уже нарушение его питания, некроз и перфорацию с опасностью прорыва содержимого очага в сустав.

Перемещения костного очага и переход процесса за пределы кости совершаются преимущественно путем разрастания специфических элементов — грануломы, в чем мы неоднократно могли убедиться при изучении гистотопографических препаратов. Выше говорилось о росте очага в мягких тканях и о роли творожистого некроза.

Некроз вызывает перифокальные экссудативные явления, которые содействуют, с одной стороны, притоку жидкости в очаг, а с другой — усилению оттока и вымыванию из очага туберкулезных палочек; последние, обсеменяя окружность очага, вызывают новое образование бугорков и бугорковой ткани с последующим очередным циклом разрастания, некроза и отграничения (А. Н. Чистович).

При этом, как и в мягких тканях, первоначальное токсическое воздействие, вызывающее перифокальную экссудативную реакцию, сказывается также транссудацией жидкости и эмиграцией лейкоцитов, что содействует размягчению и «пиоидному» по Баумгартену (Baumgarten) перерождению творожистого содержимого очага.

Такая транссудация, сочетающаяся с повышением жизнедеятельности пограничных грануляционных элементов, ведет к увеличению внутриочагового давления, иногда достигающего высокой степени, в чем я не раз мог убедиться во время операции при вскрытии стенки больших, надацетабулярных очагов, когда гной буквально брызгал струей.

Естественно, что такое повышение гидростатического давления содействует оттоку жидкости и вымыванию туберкулезных палочек.


«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев