Спондилоартриты

Мелкие межпозвоночные суставы, которые при туберкулезном спондилите, как правило, претерпевают дегенеративные изменения типа деформирующих артрозов, нередко заканчиваются полным костным анкилозом на уровне наибольшего искривления позвоночника. Вместе с тем далеко не редко наблюдаются в них и специфические изменения.

Так, при детальных гистотопографических исследованиях 30 препаратов пораженных туберкулезом позвоночников К. П. Молоканов (1943) в 24 случаях нашел различного рода специфические изменения, причем в 3 случаях обнаружил полное разрушение суставов.

Однако на эти изменения обычно мало обращают внимания, тем более что они не определяются рентгенологически и не дают клинических симптомов. Туберкулезные поражения более крупных суставов (между затылочной костью и I шейным позвонком, а также суставы между I и II шейным позвонком) дают исключительно яркую клиническую картину жестоких болевых симптомов и спинномозговых расстройств, что связано с развитием настоящего туберкулезного артрита и остеоартрита с деструкцией, казеозным распадом и разрушением связочного аппарата.

Эти тяжелейшие заболевания, носящие название подзатылочной болезни, malum suboccipitale [или болезни Руста (Rust)], встречаются сравнительно редко, главным образом у взрослых.

Исходы туберкулезных поражений позвоночника

Исходы туберкулезных поражений позвоночника весьма различны не только в зависимости от локализации, возраста и осложнений, но также от характера лечения в смысле его своевременности и полноценности.

Чем раньше распознается спондилит и чем раньше начинается его лечение, тем чаще наблюдается закономерное циклическое течение болезни, приводящее к затиханию процесса без особых осложнений и без значительных деформаций, обычного следствия нелеченного или плохо леченного спондилита.

Отмеченная нами аналогия с туберкулезными артритами находит отражение и в отношении исходов при спондилитах, конечно, с учетом анатомо-физиологических особенностей позвоночника. Здесь, как и при артритах, мы наблюдаем различной степени спаяния позвонков с теми или иными остаточными скоплениями туберкулезных элементов как в телах позвонков, так и между ними, разного рода смещения и спадения позвонковых тел, определяющих развитие деформации позвоночника.

Нужно указать, что в телах позвонков на месте первичного поражения могут сохраняться более или менее изолированные очаги разрушенной костной ткани по типу костной каверны разной величины, с различной степенью отграничения. А. И. Струков различает два типа каверн: организованные и деструктивные.

Организованные каверны, свидетельствующие об известной стабилизации, чаще содержат секвестры и имеют трехслойную стенку: внутри узкий слой некроза накладывается на зону туберкулезных грануляций, переходящих в широкий слой фиброзной ткани, которая в пораженных отделах сливается с неспецифической тканью, занимающей пространство между сохранившимися, нередко» утолщенными костными балками; здесь процессы аппозиционного роста преобладают над резорбцией.

Каверны деструктивного типа по большей части с двухслойной стенкой, с широкими зонами некроза и грануляционной ткани; последняя бедна капиллярами и, непосредственно прилегая к костным балкам, вызывает усиленную резорбцию последних с большим скоплением остеокластов вокруг них; реактивное разрастание неспецифической ткани ничтожно, а костные балки не утолщены.

«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев