Воздействия на нервно-трофические функции организма

Висмутовая терапия

Для лечения различных форм туберкулеза акад. А. Д. Сперанский предложил метод внутривенного введения водной взвеси углекислого висмута в целях повышения состояния резистентности или неспецифического иммунитета органов и тканей к туберкулезу.

В основе такого предложения лежит экспериментально хорошо обоснованная, оригинальная теория автора о том, что раздражение нервно-рецепторного аппарата легких, вернее говоря, малого круга кровообращения, на стенках капилляров которого оседает частица введенного в кровь висмута, вызывает перестройку нервных отношений не только в легком, но и в других органах, что повышает общую резистентность всех тканей к туберкулезу.

А. Д. Сперанский придает значение не столько висмуту как химическому веществу, сколько методу его введения; он полагает, что наступающее при таком введении раздражение нервно-рецепторного аппарата в легких оказывает лечебное действие не столько при легочном, сколько при других внелегочных формах туберкулеза, в частности, хирургических.

Для лечебных целей рекомендуется пользоваться опалесцирующими взвесями в физиологическом растворе углекислого висмута в количестве 10 см3 на инъекцию, в этом количестве содержится примерно 0,01 г препарата.

Обычно внутривенные вливания делаются два раза в неделю, а всего рекомендуется проводить два курса лечения по 15 вливаний каждый, с двухнедельным перерывом. В общем такие вливания больные переносят хорошо, но наблюдается нередко и реакция как общая (повышение температуры тела), так и очаговая (усиление болей).

Клинические испытания этого метода, начатые с 1941 г., проводились главным образом в Московском областном туберкулезном институте и касались как легочного, так и разных форм внелегочного туберкулеза (см. сборник под ред. А. Д. Сперанского «Нервная система в патогенезе туберкулеза», 1946).

Для нас наибольший интерес представляют клинические наблюдения в отношении кожного туберкулеза (О. Н. Подвысоцкая), костно-суставного туберкулеза (Е. И. Острецова), поражения периферических лимфатических узлов (Б. А. Гуревич, Т. К. Мочалова) и брюшины (К. А. Альбов и Т. Г. Архипова).

В наблюдениях этих авторов отмечается определенное положительное влияние, сказавшееся прежде всего на общем состоянии, а затем и на местном очаге.

Но все же и этот метод должен рассматриваться как один из вспомогательных, сам по себе не излечивающий такие упорные заболевания, какими являются туберкулезные поражения костей и суставов.

Новокаиновая блокада

Новокаиновая блокада в виде вливаний 0,25% раствора новокаина (в количестве от 50,0 до 100,0) в околопочечную область была испробована также по предложению А. Д. Сперанского в целях изучения влияния неспецифических мер воздействия на нервно-трофическую функцию при туберкулезе суставов (В. В. Хренников, М. И. Пинхасик); яркого терапевтического эффекта получено не было.

Сонная терапия в лечении костно-суставного туберкулеза пока еще не нашла своего отражения, но ее роль как неспецифической меры воздействия соответственно учению И. П. Павлова об охранительном торможении может найти место прежде всего в связи с оперативными воздействиями, а затем у больных с чрезмерным повышением возбудимости нервной системы и повышением болевых симптомов.

Для костнотуберкулезного больного и его болезненно измененных органов необходимо создать максимальный физический и психический покой, что и достигается нашими мероприятиями — санаторным лечением и обездвиживанием (иммобилизацией).

«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев