Питание

Роль питания в поднятии общего состояния ослабленных больных общеизвестна, так же как общеизвестна и роль недостаточного и неправильного питания в развитии туберкулезных заболеваний. Поэтому улучшенное питание создает первую предпосылку для успеха лечения всех форм туберкулеза, особенно если отмечается падение веса больного.

Но возникает вопрос, в какой мере можно при помощи известным образом построенного пищевого режима непосредственно повлиять на туберкулезный процесс, в частности, на его хирургические формы и существуют ли специфические противотуберкулезные диеты? На этот вопрос с самого начала нужно ответить отрицательно. Никаких специальных противотуберкулезных диет не существует.

Пользовавшееся в былое время большим признанием лечение усиленным питанием (порядка 4 — 5 тысяч калорий) и усиленным жировым рационом себя не оправдало.

Перекармливание больных оказалось не только бесполезным, но даже вредным. Прежнее представление о повышенном обмене у туберкулезных больных, об усилении всех окислительных процессов, усиленной потере азотистых веществ, требующих возмещения, оказалось неверным.

Наоборот, основной обмен обычно но повышен, окислительные процессы чаще понижены, ассимиляция пищевых веществ падает, а тем самым усиливается накопление в организме недостаточно окисленных продуктов обмена, что усиливает интоксикацию организма и нарушает физиологические функции органов. С этой точки зрения перегрузка пищей способствует еще большему скоплению этих недоокисленных продуктов, что затрудняет восстановление физиологических функций различных органов, в особенности печени, нарушает работу регуляторных механизмов и повышает аллергизацию организма.

При перекармливании нередко развивается целый ряд диспептических расстройств или чувство пресыщения, в результате чего больной начинает отказываться от пищи, что может привести к обратным результатам.

Кроме того, хорошо усвояемое усиленное питание, в особенности у лежачих костнотуберкулезных больных, ведет к повышенному отложению в тканях жира и чрезмерной тучности, что отягощает состояние больного.

Жировая диета, имеющая целью «заливать жиром» туберкулез, также не оправдала себя. Усиленная жировая нагрузка нередко ведет к повышенному образованию ацетона и жирных кислот, нарушению деятельности печени, нередко вызывает желудочно-кишечные расстройства, а у многих больных чувство пресыщения, что препятствует введению других необходимых питательных веществ — белков и углеводов.

Исходя из прежнего представления о резком нарушении у костнотуберкулезных больных минерального обмена (деминерализации), а также об обеднении организма витаминами при недостаточно выраженном ацидозе тканей в очаге воспаления [Герзон (jerson)], некоторые другие авторы выработали довольно сложную диету, в основном ахлоридную (заменяя NaCl в избытке «минералогеном» — смесью других солей, преимущественно кальциевых), с преобладанием растительных, богатых витамином веществ и с большим количеством жира. Назначали до 300 г в день рыбьего жира с 0,025 г фосфора.

В свое время мы испытали эту диету и как большинство других клиницистов от нее отказались: она очень сложна в приготовлении, плохо переносится больными и никакими преимуществами не обладает. Единственно, что остается признанным в этой диете, — несомненная польза больших количеств витаминов в питании костнотуберкулезных больных.

«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев