Защитные приспособления

При климатотерапии имеет большое значение расширение возможностей использования солнца и воздухолечения, что связано с вопросом об умелом и рациональном регулировании теплового и радиационного режима в условиях более высоких (знойных) или более низких (холодных) эффективных температур, выходящих за пределы обычно допустимых для общих ванн — солнечных и световоздушных.

В этих целях в нашем институте разработаны особые приемы и сконструированы два вспомогательных приспособления: «семафорные» защитные экраны для жаркой погоды и «лихтбоксы» — для холодной.

Семафорные экраны

В целях более совершенного регулирования неблагоприятных микроклиматических условий, которые создаются для больных в жаркое время под обычными навесами и тентами, мной были сконструированы и предложены (1937) так называемые «семафорные» индивидуальные экраны.

Недостаток всех существующих навесов, тентов и экранов заключается в том, что они, располагаясь над кроватями и топчанами сверху, тем самым лишают больных рассеянных лучей солнца, идущих от небесного купола. Вместе с тем такие навесы и тенты, нагреваясь от солнца, резко повышают тепловое излучение, вследствие чего под ними создается невыносимо душная атмосфера.

Избежать всех указанных недостатков вполне возможно, если можно располагать защиту от солнца не сверху, а сбоку от больного; тем самым устраняется тепло от нагрева экрана, а вместе с тем сохраняется доступ рассеянной радиации и движение окружающего воздуха.

На основе этих положений мной был сконструирован индивидуальный экран, состоящий из легкой, затянутой материей деревянной рамы, которая укрепляется сбоку от топчана на двух деревянных стойках-брусках, между которыми она вращается по типу одноплечего рычага-шарнира, напоминая «семафорные» железнодорожные приспособления.

Стойки-бруски для их укрепления вставляют в четырехугольные (по размеру бруска) железные скобки, которые прибиваются сбоку к ножкам топчана вверху и внизу. Самую же раму подвешивают к стойкам при помощи двух (с каждой стороны) деревянных кружков, набиваемых на обращенные друг к другу концы стояков, и рамы, как это изображено на рисунке (смотрите рисунок ниже).


Семафорные экраны и их крепления

Семафорные экраны и их крепления

а — стойки-бруски с круговыми расширениями; б — прикрепление стоек к топчану; в — рама-экран, укрепляемая на стойках; г — срединное подвижное крепление двух рам.


Это простое приспособление позволяет привесить раму так, что круговые расширения верхнего конца рамы и стойки точно и плотно будут соприкасаться по плоскости и могут быть хорошо соединены осью-стержнем или просто круглым гвоздем. То же делается и с другой стороны.

Крепление вращающейся рамы в должном положении производится опять-таки простым гвоздем, вставляемым в эксцентрически расположенные отверстия, сделанные в соприкасающихся отделах расширенной стойки и рамы. Закреплять положение рамы можно также при помощи винтов или «барашек».

Можно делать стойки не из двух деталей — бруска и деревянного набивающегося кружка, а из одной, т. е. выпиливать бруски из цельной доски уже с круговыми расширениями на конце; то же относится и к раме.

Опыт показал, что экран, состоящий из двух половин, удобнее, так как он обеспечивает лучшие условия для дозированного солнцелечения лежачих больных, не меняя их положения, если нужно раздельно освещать верхнюю и нижнюю половину тела (смотрите рисунок ниже).


Семафорный экран автора

Семафорный экран автора

а — правильное расположение экрана, б — неправильное расположение экрана.


Позднее мы сконструировали другую модель уже двойного экрана, состоящего из двух плоскостей, крыловидно складывающихся в виде книжки, что позволяет более совершенно защитить больного от солнца и ветра (смотрите рисунок ниже).


Воздухолечение под защитой двойного складывающегося экрана в виде книги

Воздухолечение под защитой двойного складывающегося экрана в виде книги


Такте экраны оказались особенно полезны для проведения свето-воздушных ванн в южных условиях, в частности, в Крыму на морском берегу — в Евпатории и в Алупке.

«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев