Оперативное лечение

Изложенные выше мероприятия общего и местного характера в практической жизни должны сочетаться в единую систему санаторно-ортопедического метода, являющегося основой современного лечения костно-суставного туберкулеза.

Этот метод нередко называют консервативным, как бы противопоставляя его оперативному, что является неправильным суждением, ибо к хирургическим вмешательствам имеются более узкие показания в рамках общего метода и притом лишь для воздействия на местный воспалительный процесс.

Вместе с тем и в разделе местного лечения оперативные вмешательства также не должны противоречить консервативным, а лишь сочетаться с последними, ибо возможности для радикальных, чисто хирургических воздействий при костно-суставном туберкулезе ограничены, и обходиться без ортопедических бескровных методов нельзя. Поэтому прежде всего следует установить в общей системе место и удельный вес консервативного и оперативного лечения, тем более что в этом вопросе существуют значительные разногласия и до сих пор нет должной ясности, столь необходимой для построения конкретного плана борьбы с костно-суставными туберкулезными заболеваниями.

Необходимо окончательно узаконить в этой системе применение оперативных вмешательств, уточнить для них показания и определить методику их проведения.

В основе существующих разногласий лежит неправильное понимание роли оперативных вмешательств — их переоценка или недооценка.

Переоценка возникла в связи с крупными успехами, достигнутыми хирургией в начале асептической эры, когда сделались возможными оперативные вмешательства в любой области человеческого тела, в частности, на костях и суставах. Эти успехи привели в 80 — 90-х годах прошлого столетия к широкому применению резекции для лечения туберкулезных суставов как в нашей стране (И. Н. Деревянно, А. М. Подрез, Н. М. Волкович, Г. П. Горячкин, А. Л. Зубченко и др.), так и за рубежом (Олье, Фолькман, Кениг, Брунс).

О популярности этих операций в то время можно судить хотя бы по тому факту, что П. И. Тихов за полтора года работы в Костромской губернской земской больнице произвел 57 резекций больших суставов и что, по его словам, такие операции в то время можно было насчитывать десятками почти во всех отчетах хирургических отделений земских больниц ежегодно. Радикальный метод, поклонниками которого были наши крупные хирурги (Н. В. Склифосовский, В. И. Разумовский, П. И. Тихов и др.), стал завоевывать себе прочное место в лечении суставного туберкулеза.

Однако те же успехи радикального лечения повели и к чрезмерному увлечению обширными резекциями в разгар болезни и даже к «ранним» резекциям, увлечению, перешедшему на Западе, по выражению Вернейля (Verneuil), в «резекциоманию», что в конечном счете привело к известному разочарованию в оперативном лечении.

Этому разочарованию содействовали, с одной стороны, накопившиеся факты частых случаев неблагоприятных исходов после «сверхрадикальных» вмешательств, а с другой — определившиеся к тому времени крупные успехи аэро-гелиотерапии в лечении костно-суставного туберкулеза.

Постепенно со стороны хирургов стало проявляться более сдержанное и даже отрицательное отношение к оперативному лечению, перешедшее в дальнейшем к полному отказу от него, что явилось уже другой крайностью.


«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев