Резекции на плоских костях

На плоских костях мы прибегаем к частичным резекциям. В частности, при поражении ребер выгоднее сразу идти на резекцию в пределах здоровых тканей с иссечением натечника или свища, обычно при этом существующих.

Наилучшие результаты дают только что упомянутые резекции костей по протяжению. Точно так же неплохие результаты достигаются при удалении внесуставных очагов. При околосуставных очагах лучшие результаты наблюдались вблизи коленного сустава, худшие — вблизи тазобедренного.

Так, по нашим довоенным данным (В. А. Молчанова, Д. К. Хохлов, М. М. Низковская и др.), из 28 операций, сделанных на очагах вблизи коленного сустава, полный успех наблюдался в 21 случае и только у 7 больных процесс в дальнейшем перешел на сустав.


Больная К., 12 лет

Больная К., 12 лет

Некрэктомия. Перед операцией изолированный очаг шейки бедра с секвестром. Остеопороз отсутствует.

Больная К., 12 лет

Та же больная через 13 лет после операции некрэктомии с плюмбажем. Полная сохранность формы и функции сустава. Явления остаточной перестройки кости на месте бывшего очага и операции.


Обратная картина наблюдается при поражении тазобедренного сустава, когда из 20 операций успешны были 6, а у 14 больных процесс через более или менее длительные сроки (иногда через 3 года) перешел на сустав. У других авторов соотношения получались примерно такие же или с некоторыми отклонениями в ту или иную сторону (Т. П. Краснобаев, , А. Е. Фрумина и С. П. Порицкая, М. И. Пинхасик и др.). Однако здесь решает вопрос не статистика, тем более что число таких операций исчисляется единицами, реже десятками, а личный опыт и принципиальные установки о возможности и перспективности таких вмешательств.

По собственным нашим наблюдениям, подобные операции если и не всегда гарантируют от перехода процесса на сустав, то все же чаще всего содействуют смягчению вторичного процесса, протекающего без нагноения и больших деструкции, что уже является плюсом. Но главное — это доказанная возможность, хотя бы в единичных случаях, добиться излечения туберкулезного костного очага без перехода на сустав (смотрите рисунки ниже).


Больная П. А., 7 лет

Больная П. А., 7 лет

Огромный очаг деструкции с секвестроподобными тенями в теле подвздошной кости с отграничивающейся склеротической зоной со стороны кости и неясной границей со стороны сустава. Рентгенограмма перед операцией — некрэктомия с плюмбажем.

Больная П. А., 7 лет

Та же больная через 2 месяца после операции, при которой произведено внесуставное удаление очага, обнаружено гнойное содержимое, а также прилежание очага непосредственно к суставному хрящу. Видны остатки йодоформ-вазелиновой пломбы, которая в центре тонкой линией проникает в сустав.

Больная П. А., 7 лет

Та же больная П. Л. Через 8 лет после операции. Сохранность сустава. Имеются лишь явления остеоартроза с периферическим разрастанием края головки бедра, а также большая зона перестройки подвздошной кости на месте очага и операционного доступа.


Эти наблюдения доказывают возможность дальнейших достижений в деле оперативного лечения очагового костного туберкулеза, на что должно быть обращено внимание специалистов. Во всяком случае сомнения могут касаться лишь тазобедренной области, тогда как вблизи коленного и других суставов результаты уже и теперь можно считать безусловно ободряющими.

Радикально-профилактические некрэктомии — операции будущего. Применение стрептомицина в предоперационном и в особенности в послеоперационном периоде сулит значительное повышение эффективности некрэктомии и значительно больший успех их профилактических воздействий.

«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев