Патогенез и патологическая анатомия натечных абсцессов

Натечный абсцесс с анатомической точки зрения представляет собой отграниченное соединительнотканной оболочкой скопление «холодного» гноя, связанное со своим исходным пунктом — туберкулезным фокусом в костях и суставах.

Не вызывая вокруг себя острых воспалительных изменений, эти скопления могут перемещаться иногда на весьма значительные расстояния от основного очага («бродячие» абсцессы), но вместе с тем они могут неопределенное время оставаться на месте в непосредственной связи с очагом («сидячие» абсцессы). Последняя категория туберкулезных абсцессов мало подходит к общему понятию «натечных», но это название за ними сохраняется ввиду общности происхождения и патологоанатомической сущности.

Возникновение всякого натечного абсцесса, «бродячего» или «сидячего», все исследователи связывают с основным туберкулезным очагом, с его распространением за пределы данной кости и с вовлечением в процесс окружающих мягких тканей.

Однако механизм такого распространения процесса и сущность патологоанатомических изменений, развивающихся на месте формирования натечного абсцесса, трактуются по-разному. В основном имеются две противоположные точки зрения, объясняющие возникновение натечного абсцесса: механическая и биологическая.

По наиболее примитивному, чисто механическому представлению, образовавшийся в результате распада внутри костного фокуса туберкулезный гной прорывается через кортикальный слой, получает выход в мягкие ткани, механически их раздвигает и образует на поверхности кости первичное скопление «холодного» гноя в виде щелевидной полости. Стенки такой полости постепенно уплотняются, пропитываются гноем и заражаются туберкулезными палочками, в результате чего на ее внутренней поверхности развиваются типичные бугорки и бугорковая ткань, образующие так называемую пиогенную мембрану.

По тем же представлениям, новые порции гноя, продолжающие поступать из костного очага, ведут к дальнейшему раздвиганию тканей и продвижению гноя в нижележащие отделы в силу тяжести и повышения гидростатического давления.

Однако такое механическое объяснение не выдерживает критики, потому что, во-первых, никто не видал вблизи костного очага простого растекания или скопления гноя без оформленной клеточной мембраны, с другой — нет никакого соответствия между количеством гноя, величиной костного очага и степенью его разрушения.

Часто очень небольшой, хорошо отграниченный костный очаг бывает связан с образованием огромного натечного абсцесса и, наоборот, большие прогрессирующие костные разрушения вызывают ничтожные скопления гноя.

«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев