Климатотерапевтические процедуры

Большое значение имеют климатотерапевтические процедуры, что вместе с оптимальным покоем содействует отграничению и уменьшению, «рассасыванию» абсцесса. В частности, заметное влияние оказывает солнцелечение, под влиянием которого натечник как бы активируется, причем вяло текущий абсцесс сплошь и рядом быстрее оформляется, отграничивается и ближе подходит к покровам, а глубокий — нередко начинает уменьшаться.

Сезоны года также сказываются на течении абсцесса. Так, по наблюдениям С. С. Жихарева, в наших ленинградских условиях лето и осень сказываются уменьшением числа натечных абсцессов, зима и весна — увеличением. То же примерно наблюдается и в климатических санаториях на юге. Физиотерапевтические процедуры — ультрафиолетовое облучение, применяемое как в малых, так и в больших эритемных дозах, существенно не влияют на натечник.

Каких-либо специальных мер общего воздействия, кроме обычных санаторно-гигиенических в отношении закрытых натечных абсцессов, до сих пор не имелось. К особым мерам стали прибегать лишь при подозрении на вторичное инфицирование, когда показано применение пенициллина.

В настоящее время большие надежды возлагаются на лечение натечных абсцессов стрептомицином, оказывающим, как известно, заметное влияние на все экссудативные, инфильтративные и язвенные проявления туберкулеза.

Имеющиеся пока немногочисленные наблюдения говорят о положительном влиянии на натечные абсцессы как при общем, так и при местном применении стрептомицина, что, однако, требует дальнейшего накопления опыта и его изучения. Не следует забывать, что стрептомицин, как об этом уже говорилось, не безразличное средство, а потому для его применения должны быть выработаны более точные показания.

Симптоматическое лечение

Симптоматическое лечение в основном сводится к удалению жидкого содержимого натечного абсцесса в целях, с одной стороны, предотвратить и уменьшить механическое давление на стенки, а с другой — уменьшить токсическое влияние скопления продуктов распада.

В свое время, в период появления антисептики и асептики, был проделан опыт широкого вскрытия натечных абсцессов, что диктовалось их тяжелым течением. Как раз на примере заживления вскрытых натечных абсцессов Листер доказал громадное значение антисептического метода.

Многие хирурги стали широко применять вскрытие и дренирование больших натечных абсцессов и во многих случаях получали лучшие результаты, чем при выжидательном консервативном способе лечения. Однако впоследствии выяснилось, что после таких разрезов в большинстве случаев остаются свищи, которые в дальнейшем нередко приводят к ухудшению процесса. Наблюдения также показали, что во многих случаях даже большие абсцессы могут сами по себе уменьшаться, в особенности при санаторно-ортопедическом лечении.

Вместе с тем выяснилось, что можно добиться уменьшения абсцесса путем отсасывания жидкости с помощью пункций, не прибегая к разрезу. Горячий сторонник пункций Кало (Galot) категорически стал отвергать разрез, говоря, что последний «открывает ворота для смерти», т. е. для вторичного инфицирования. Это положение получило всеобщее признание и главное внимание было перенесено на предупреждение вторичной инфекции.

В отношении к пункции определились две точки зрения: положительная и отрицательная, в чем отразилось более активное пли более пассивное отношение к натечным абсцессам. Представителем второй точки зрения у нас в Советском Союзе является С. Л. Трегубов, который считает, что к пункциям прибегать не следует, ибо в большинстве случаев можно добиться ликвидации абсцесса выжиданием при проведении строго консервативного санаторно-ортопедического метода лечения.

Однако эта точка зрения не получила признания и в подходящих случаях большинство врачей считает нужным прибегать к пункции. Целесообразность пункций в особенности хорошо обоснована Т. П. Краснобаевым, который говорит: «Когда нарыв идет из глубоких слоев к периферии, необходимо придти больному на помощь», т. е. опорожнить нарыв проколом. Такой же точки зрения придерживаемся и мы в нашей практике.

«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев