Осложнения и побочные реакции при кортикостероидной терапии у детей (12-14)

12. У некоторых больных под влиянием глюкокортикостероидных препаратов развивается миопатия.

Симптомы ее: мышечная слабость (преимущественно в проксимальных отделах нижних конечностей и мышцах туловища), гипотония, снижение сухожильных рефлексов. При осмотре можно заметить признаки гипертрофии мышц, особенно нижних конечностей (в мышцах увеличивается содержание гликогена). Доказано нарушение структуры нервно-мышечных синапсов. Чаще вызывает миопатию триамцинолон, содержащий фтор. Стероидная миопатия после отмены препаратов постепенно проходит, а функция и структура мышц полиостью восстанавливаются.

13. Применение глюкокортикостероидов (особенно в случаях длительного назначения массивных доз препаратов) чревато опасностью развития осложнений со стороны органа зрения в виде помутнения хрусталика и глаукомы. Изменения хрусталика могут приобретать необратимое состояние в связи с инкапсулированием водянистой влаги, уплотнением задней части его. Глаукома в детском возрасте наблюдается редко.

14. Хотя глюкокортикостероидные препараты являются мощным лечебным фактором при аллергии, они в некоторых случаях сами дают аллергические реакции, вплоть до анафилактического шока. Такие реакции чаще возникают при повторных курсах глюкокортикостероидной терапии и проявляются в виде крапивницы, отека Квинке, многоформной эритемы, зуда кожи и других признаков.

«Лекарственная терапия в педиатрии», С.Ш.Шамсиев

← Назад