Краткие схемы и программы лекарственного лечения заболеваний и синдромов в детском возрасте

При лечении больного ребенка врачу-педиатру приходится использовать одновременно несколько лекарственных средств (порой число их достигает 10 — 15 и более). Поэтому врач должен тщательно обосновывать свои назначения, с тем чтобы выбрать оптимально полезные сочетания лекарственных средств, наиболее эффективных в своем взаимодействии и, конечно, безвредных.

Задача эта непростая, и успешное решение ее возможно при условии, если врач в своих лечебных действиях будет опираться на современные научные данные о совместимости и несовместимости лекарств и сумеет творчески применить их в своей повседневной лечебной деятельности.

В последние десятилетия лекарственный арсенал бурно пополняется за счет огромного количества новых фармакологических средств отечественного и зарубежного производства. В этих условиях проблема несовместимости лекарств приобретает особенно актуальное практическое значение, так как с увеличением численности назначаемых новых фармакологических средств возрастает и количество их сочетаний.

Различают три вида несовместимости лекарственных средств: физическую, химическую и фармакологическую (первые два вида называют иногда фармацевтической несовместимостью). В практической работе врачу чаще приходится сталкиваться с фармакологической несовместимостью лекарств, то есть с антагонизмом их действия на организм больного ребенка.

«Лекарственная терапия в педиатрии», С.Ш.Шамсиев