Сочетание лекарств в педиатрической практике

В педиатрической практике еще нередко встречаются прописи лекарственных веществ без должного учета не только фармакологической, но и физической и химической несовместимости их.

Если физическая несовместимость лекарств обычно хорошо корригируется фармацевтами, то опасность химической остается весьма значительной, это объясняется тем, что в стационаре или на дому назначенные больному ребенку лекарства медицинская сестра или мать могут давать в химически несовместимых сочетаниях, если нет достаточного контроля со стороны врача или если он сам плохо осведомлен об этом. Химическая несовместимость лекарств возникает как при пероральном, так и при парентеральном введении фармакологических веществ, при их изготовлении, а также при смешении непосредственно перед употреблением.

Последствия этой несовместимости неоднозначны: в одних случаях происходит частичное или полное разрушение лекарств, инактивация с резким ослаблением фармакологического эффекта, в других — изза химического взаимодействия их образуются новые токсические вещества или соединения, выпадающие в осадок, что вызывает тяжелые реакции организма больного после введения химически несовместимых препаратов.

Химическая несовместимость возможна и в случае, когда вводится одно лекарство (например, внутривенно), разводимое раствором Рингера, натрия хлорида или глюкозы. При этом отрицательная химическая реакция развивается между основным веществом и растворителем, определяя негативные воздействия на организм больного ребенка или сопровождаясь инактивацией фармакологического препарата.

В ряде монографий и руководств, изданных за последние годы, приводятся схемы и таблицы фармакологической и фармацевтической несовместимости лекарственных средств. Они полезны для врачей, так как помогают избежать ошибок при назначении больному комплекса фармакологических препаратов.

«Лекарственная терапия в педиатрии», С.Ш.Шамсиев

← Назад
Вперед →