Пневмония острая (4)

4. При осложненных пневмониях у детей происходят нарушения водного и электролитного обмена, которые обусловлены ограниченным поступлением жидкости, персперационными потерями воды, частичным перемещением жидкости в клетки. Возникающие при этом эксикоз и гиповолемия ухудшают микроциркуляцию из-за повышения вязкости крови и уменьшения ее объема, а также тканевое дыхание.

Вместе с тем ослабление гемодинамики отрицательно сказывается на работе мозга, сердца и почек, в частности способствует развитию энергетическидинамической недостаточности сердца, анурии, гипоксии центральной нервной системы.

Водно-электролитные нарушения при острой осложненной пневмонии у детей раннего возраста корригируют путем энтерального и парентерального введения жидкости и электролитов, при этом суммарное количество жидкости не должно превышать 150 — 170 мл на 1 кг массы тела в сутки. Объем же внутривенно введенной жидкости в течение суток ограничивается 50 — 60 мл на 1 кг массы тела. Для энтерального возмещения дефицита воды и солей может быть использован глюкозоэлектролитный раствор «Оралит», предложенный ВОЗ.

Он имеет следующий состав: глюкозы 20 г, натрия хлорида 3,5 г, калия хлорида 1,5 г, натрия гидрокарбоната 2,5 г, воды до 1 л. Применение «Оралита» при тяжелых пневмониях у детей раннего возраста, по данным А. Абидова, позволяет в большинстве случаев обеспечить достаточную оральную регидратацию и обойтись без внутривенных инфузии корригирующих растворов. Последние, по мнению автора, следует вводить лишь при резко выраженном эксикозе у больных с упорной и частой рвотой, когда прием «Оралита» внутрь оказывается невозможным.

В течение дня его лучше вводить дробно, суточную дозу можно довести до 700 — 1000 мл в первые 1 — 2 дня болезни с постепенным снижением ее в последующие дни. Дети раннего возраста принимают этот раствор обычно охотно. Для борьбы с тяжелым обезвоживанием внутривенно капельно вводят коллоидные растворы (плазма, альбумин, реополиглюкин, гемодез) в сочетании с глюкозосолевыми растворами. При этом соотношение коллоидных и глюкозосолевых растворов должно составлять 1:2, а глюкозы к солевым растворам 2:1.

При введении 10% раствора глюкозы рекомендуется на 100 мл этого раствора добавлять 12 мл 7,5% раствора хлористого калия и на каждые 4 г сухой глюкозы назначать 1 ЕД инсулина. Хлористый калий, равно как и другие препараты калия, активизирует процессы утилизации парентерально вводимой глюкозы и одновременно устраняет дефицит калия в организме больного. Вообще для возмещения дефицита калия целесообразно вводить 7,5% раствор хлористого калия, так как 1 мл такого раствора содержит 1 мэкв калия, что облегчает его дозировку. Препараты калия противопоказаны при снижении фильтрационной способности почек. Вопрос о составе внутривенно вводимых жидкостей при осложненных пневмониях сложен, и решение его требует индивидуального подхода.

Л. Я. Давидовский на основании своих исследований утверждает, что при острых пневмониях с токсическими проявлениями внутривенные капельные инфузии коллоидных жидкостей позволяют не только увеличивать объем циркулирующей крови, улучшать центральную гемодинамику и микроциркуляцию, но и повышать осмолярность интерстициального пространства и вследствие этого частично разгружать клетки от избытка воды.

Вместе с тем, как утверждает автор, внутривенно вводимые глюкозосолевые растворы, способствуя увеличению объема циркулирующей крови и интерстициальной жидкости, повышают степень гипергидратации клеток, ухудшая их функцию. Согласно исследованиям этого автора, нужен осторожный подход к инфузии глюкозосолевых растворов при острых осложненных пневмониях, особенно при наличии симптомов угрозы отека мозга (гипертензивный синдром) или отека легких (застойные явления в них).

Инфузионную терапию проводят под контролем следующих лабораторных показателей: кислотнощелочного состояния, электролитов плазмы и эритроцитов, гемоглобина, гематокрита, общего белка, альбуминоглобулинового коэффициента. Учитываются также общее количество поступающей жидкости (включая питье и питание), диурез, состояние гемодинамики, данные электрокардиограммы.

«Лекарственная терапия в педиатрии», С.Ш.Шамсиев

← Назад
Вперед →