Парадоксальные реакции

Организм больного ребенка может давать неожиданные, порой парадоксальные реакции на то или иное лекарственное средство, поэтому профессиональный долг детского врача обязывает его быть всегда готовым чутко уловить неадекватные реакции организма ребенка на введенное лекарственное средство и оперативно перестроить терапевтическую тактику.

В равной мере это касается и положительных сдвигов, даже самых малых, которые возникают под влиянием назначенной фармакотерапии. Их следует заметить и отметить, закрепить и развить, при необходимости рационально перестраивая программу лекарственной терапии больного ребенка. Таким образом, вопросы общей фармакодинамики лекарственных средств тесно переплетаются с конкретным клиническим применением их на практике, что возможно лишь при условии гибкости клинического мышления врача, его твёрдого подхода к проблемам лечения больного человека, широкой профессиональной эрудиции, высокого неонтологического отношения к своей врачебной деятельности.

Лечебный эффект любого лекарственного вещества является результатом его взаимодействия со всем организмом, отдельными системами, органами, тканями, клетками, структурами на субклеточном, молекулярном и субмолекулярном (квантовом) уровнях. Когда говорят о механизме действия препарата, имеют в виду его главное терапевтическое действие на организм больного, хотя при этом не исключаются и другие его влияния.

Фармакологические средства по характеру их воздействия на организм можно разделить на две группы: препараты местного и резорбтивного действия. Такое деление условно, ибо при местном влиянии препарата на кожу и слизистые оболочки часть его может всасываться. Кроме того, возможны при этом и рефлекторные влияния местнодействующего лекарственного средства. Резорбтивное действие препаратов начинается после поступления основного количества их в кровь энтеральным или парентеральным путем. Эти лекарственные вещества, преодолевая биологические барьеры, способны распространяться по всем органам и тканям организма.

«Лекарственная терапия в педиатрии», С.Ш.Шамсиев

← Назад
Вперед →