Антисептики растительного происхождения — фитонциды

Фитонцидные свойства обнаружены Б. П. Токиным и его сотрудниками в ряде (свыше 200) высших растений: луках, чесноках, кровохлебке, горчице, редьке, хрене, апельсиновом дереве, диком пеоне, березе, черной смородине, черемухе и др. Наиболее интересны разные луки и чесноки.

Выяснено, что способность летучих фракций и тканевых соков этих растений убивать протозоа универсальна: в первые же минуты погибают многие как грамположительные, так и грамотрицательные бактерии. Изучено влияние фитонцидов на дифтерийную палочку, холерного вибриона, тифо-дизентерийную группу микробов, на стафилококков, стрептококков, на палочку штамма BCG, Perfringens и на другие бактерии. Фитонциды чеснока оказались гораздо более бактерицидными, чем фитонциды лука.

Так, опыты по воздействию летучими фракциями фитонцидов на дизентерийных микробов, посеянных на агаре, подтвердили: исключительную бактерицидную силу чеснока: нередко-достаточно 5-минутной экспозиции воздействия соком, чеснока, чтобы обнаружить полную стерильность или рост лишь единичных колоний. Вопросы химии и биохимии фитонцидов еще недостаточно изучены.

Торопцевым и Камневым разработана методика получения бактерицидного вещества из чеснока, названного авторами дефензонатом. Оно небелковой, природы, близко стоит к гликозидам. Другими исследователями выяснено, что в зависимости от количества фитонцидов лука активность пероксидазы крови человека снижается от 6 до 73%, небольшие количества фитонцидов чеснока несколько увеличивают активность пероксидазы.

Авторы приходят к выводу о возможности объяснения биологической активности фитонцидов действием их на ферментные системы. Высказанные Токиным взгляды относительно существования проантибиотиков весьма важны в связи с последними работами по аллицину и аллину — антибиотику и проантибиотику.

«Новые лекарственные средства», М.Х.Бергольц