Исследования костного и воздушного звукопроведения

Простыми ориентировочными методами дифференциальной диагностики поражений звуковоспринимающего и звукопроводящего отделов органа слуха являются методы исследования костного и воздушного звукопроведения камертоном С128.

Опыт Вебера — при нормальном слухе звук передается одинаково в оба уха (при расположении ножки звучащего камертона на середине темени) или воспринимается на середине головы. В случае одностороннего поражения звукопроводящего аппарата звук воспринимается пораженным ухом, а при одностороннем поражении звуковоспринимающего аппарата — здоровым ухом.

Опыт Ринне проводится путем сравнения воздушной и костной проводимости. Он считается отрицательным, если длительность звучания камертона через кость больше (ножка звучащего камертона находится на сосцевидном отростке), чем через воздух (звучащий камертон у слухового прохода), и указывает на поражение звукопроводящего аппарата. Обратные результаты исследования считаются положительными и указывают на поражение звуковоспринимающего аппарата.

Опыт Швабаха состоит в исследовании костной проводимости (при расположении ножки камертона на темени или на сосцевидном отростке). Укорочение времени звучания камертона через кость считается признаком поражения звуковоспринимающего аппарата, а удлинение этого времени — признаком поражения звукопроводящего аппарата.

Опыт Федеричи
основан на сравнении длительности звучания камертона с сосцевидного отростка и с козелка ушной раковины.

Опыт Желле представляет собой исследование изменения восприятия звука камертона при костном проведении под воздействием повышенного давления в наружном слуховом проходе.

Проведение исследований по этим методикам требует точности и тщательности, так как при соприкосновении камертона с сосцевидным отростком его ножка должна приставляться к месту проекции антрума, пальцы и сам камертон не должны касаться наружного слухового прохода, а ладонь не должна его прикрывать, чтобы не усиливать костную проводимость. Все эти методики могут быть воспроизведены в аудиометрической модификации.

Аудиометрическое исследование слуха

Широко применяемая в настоящее время тональная пороговая аудиометрия дает точное представление о слуховом рельефе, т. е. качественную и количественную характеристику слуховой функции по всему диапазону частот как по воздушному, так и по костному звукопроведению, выраженную в сравнимых величинах (децибелы) над нормальным порогом слышимости (2*10-5 н/м2), заложенным в прибор в виде нулевого уровня.

Аудиометрия позволяет выявлять нарушения слуховой функции в ранних стадиях. Тональная пороговая аудиометрия осуществляется с помощью электроакустической аппаратуры — аудиометров. Существует несколько типов аудиометров, различие между которыми заключается в диапазоне генерируемых тонов, ступенчатости изменения частоты и интенсивности звучания тонов.

Обычно употребляемые в практике аудиометры, удовлетворяющие требованиям международного стандарта, генерируют чистые тоны 125, 250, 500, 1000, 1500, 2000, 3000, 4000, 6000, 8000 Гц с интенсивностью до 100 дБ при ступенеобразной регулировке интенсивности через 5 дБ. При тональной аудиометрии определяют пороги восприятия чистых тонов при воздушном и костном проведении звука по всему диапазону звуковых частот аудиометра. Пороги количественно выражаются в децибелах и относительно полно отражают слуховую чувствительность уха.

Результаты исследования порогов восприятия чистых тонов переносятся на аудиограмму в виде кривых; на оси абсцисс откладывается частота тона в герцах, на оси ординат — наименьшая интенсивность звучания воспринимаемого ухом тона в децибелах (порог слухового восприятия).


«Профессиональные заболевания ЛОР-органов»,
В.Е.Остапкович, А.В.Брофман

← Назад
Вперед →