Изменения в слизистой оболочке верхних дыхательных путей под влиянием свинца

Определенные изменения возникают в слизистой оболочке верхних дыхательных путей под влиянием свинца.

При обследовании рабочих свинцово-плавильного производства.

Н. И. Хильтов (1965) выявил заболевания носа у 89,6%, глотки — у 79,2% и гортани — у 48%. У большинства рабочих свинцово-плавильного производства преобладают гипертрофические процессы в слизистой оболочке верхних дыхательных путей (53,8%), у меньшего числа рабочих отмечены хронические катаральные воспаления (44,5%) и еще реже встречаются атрофические процессы (1,7%). У 42,3% рабочих наблюдается гипертрофия перегородки носа, а у 39,6% — резкое ее искривление.

Хронический тонзиллит выявляется у 24,8%, свинцовая кайма, один из специфических симптомов сатурнизма, — у 1,7% рабочих. Работу на свинново-плавильном производстве следует отнести к наиболее вредной для верхних дыхательных путей.

По данным П. В. Горбуновой (1973), при осмотрах рабочих свинцово-плавильных заводов наблюдаются острые (у 0,7 — 5,6%) и хронические (у 15,1 — 41,7%) заболевания слизистой оболочки полости носа, глотки и гортани.

В первые годы работы на заводе у рабочих часто возникают острые риниты и фарингиты.

Частота и степень выраженности хронических ринофаринголарингитов находятся в зависимости от стажа работы на производстве. При сатурнизме пороги обоняния повышаются у 24 — 37% рабочих, а в тяжелых случаях интоксикации у 10% лиц возникает аносмия.

Свинцовая интоксикация в ряде случаев сопровождается парезами мышц гортани, суживающими голосовую щель.

Среди рабочих, занятых в производстве ртути, явления микромеркуриализма обнаруживаются у 18,5% при стаже работы более 3 лет.

Н. С. Древняк (1974) установила, что одним из факторов, способствующих развитию микромеркуриализма, который чаще обнаруживается при генерализованных поражениях верхних дыхательных путей, является нарушение защитной функции слизистой оболочки полости носа при субатрофических и атрофических процессах.

У 87,5% рабочих обнаруживаются изолированные и комбинированные изменения верхних дыхательных путей. Наибольшее количество изменений приходится на полость носа (84,7%), несколько меньше их в глотке (62,2%) и еще меньше — в гортани (45,5%).

При глубоких и распространенных процессах в верхних дыхательных путях установлены более тяжелые проявления воздействия паров металлической ртути на организм работающих.

Субатрофические и атрофические процессы оказывают существенное влияние на развитие микромеркуриализма и хронической ртутной интоксикации.

Для микромеркурализма характерны изменения в гортани функционального характера, проявляющиеся в виде парезов. При воздействии паров металлической ртути происходит снижение электрочувствительности температуры слизистой оболочки полости носа, секреторной функции и резкое угнетение двигательной активности мерцательного эпителия слизистой оболочки верхних дыхательных путей.

Эти изменения могут служить ранними диагностическими признаками микромеркуриализма.

А. Г. Левшова (1960) обнаружила у 59,9% рабочих, контактирующих с фтористыми соединениями, различные изменения в слизистой оболочке верхних дыхательных путей.

У рабочих нередко отмечаются носовые кровотечения, изъязвления на слизистой оболочке перегородки носа, перфорации ее, охриплость голоса, кашель, хронический субатрофический ринит и др.


«Профессиональные заболевания ЛОР-органов»,
В.Е.Остапкович, А.В.Брофман