Профессионалы голоса

В нашей стране ежегодно увеличивается число лиц, использующих голос в профессиональных целях: певцы, актеры, чтецы, педагоги, экскурсоводы, агитаторы, пропагандисты, юристы, воспитатели детских учреждений и др. Эти лица могут страдать теми или иными заболеваниями голосового аппарата, наличие которых не позволяет им петь, выступать, проводить занятия, т. е. пользоваться голосом в профессиональных целях.

По данным обращаемости в фониатрический кабинет Московского научно-исследовательского института уха, горла и носа воспитатели детских садов и яслей составляют наиболее многочисленную группу больных после педагогов и лиц певческой профессии [Василенко Ю. С, 1972].

В течение рабочего дня воспитателю наряду с наблюдением за детьми постоянно приходится декламировать, читать, рассказывать, петь, играть. Повышенная голосовая нагрузка воспитателя обусловлена также и тем, что ему приходится говорить и петь на фоне шума, создаваемого детскими голосами.

Значительная часть спектральной энергии детского голоса сосредоточивается в области 1000 Гц. Для того чтобы перекрыть этот шум, воспитатель должен повысить интенсивность своего голоса до 70 — 72 дБ. Во время прогулок с детьми воспитатель также должен в значительной степени напрягать голосовой аппарат, так как разговор происходит на фоне городского шума.

Своеобразны и условия работы экскурсоводов. Работая в музее, выставочном зале или другом помещении, он постоянно напрягает голосовой аппарат.

В ряде случаев к этому присоединяются шум, недостаточность вентиляции, повышенное содержание пыли и фактор охлаждения. Условия работы экскурсоводов городского экскурсионного бюро несколько отличаются от работы в помещении. Наряду с голосовой нагрузкой на них воздействуют такие вредные профессиональные факторы, как резкие перепады температуры воздуха, шум городского транспорта, сотрясение, действие паров бензина и газов на дыхательные пути. Неисправность или отсутствие микрофона в автобусе ухудшают условия работы экскурсоводов.

Преподавателям и ораторам приходится ежедневно перегружать голосовой аппарат из-за большой количественной нагрузки.

Кроме количественной перегрузки, отмечается также и качественная — приходится говорить громко, на очень высоких, не свойственных их голосу нотах. Наряду с этим большое значение имеют такие факторы, как температура, загрязненность воздуха, степень относительной влажности, сохранение должной степени тишины в аудитории, акустические свойства помещения, где проходят занятия, лекция.

Любое острое заболевание верхних дыхательных путей, а в ряде случаев и хроническое, вызывает у этих лиц нарушение голосовой функции.

«Профессиональные заболевания ЛОР-органов»,
В.Е.Остапкович, А.В.Брофман