Железнодорожный транспорт

На железнодорожном транспорте эксплуатируются различные типы подвижного состава. Основные из них — локомотивы, пассажирские и грузовые вагоны, цистерны, различные типы грузовых вагонов под специальные грузы, рефрижераторные поезда, подвижные электростанции и др.

Основными неблагоприятными факторами внешней производственной среды являются: в паровозах — неустойчивость метеорологических факторов (перепады температуры, большие скорости движения воздуха), загазованность, запыленность, шум и вибрация, в тепловозах — опасность загазованности в случае разрежения воздуха в кабине при больших скоростях движения и подсоса загрязненного воздуха из машинного отделения, в кабинах электровозов, тепловозов — неустойчивость микроклимата, шум и вибрация, в кабинах локомотивов — шум и вибрация.

Труд локомотивных бригад характеризует нервная напряженность, связанная с ответственностью за безопасность движения поездов, сосредоточенность и распределение внимания, монотонность в набегании пути, мелькании шпал, контактных опор, напряжение слуха и зрения в связи с необходимостью воспринимать звуковые и световые сигналы, следить за работой приборов и воспринимать команды диспетчеров.

Нервная напряженность труда возрастает с повышением скорости движения. По данным А. М. Колкова (1970), общий уровень шума в кабинах тепловозов варьирует от 92 до 114 дБ, а вибрация — от 4 до 14 Гц. Неблагоприятны параметры вибрации электровоза ВЛ23-280.

Они имеют ускорения до 350 см/с2, повторяемость их достигает 50%. С увеличением скорости движения интенсивность вибрации возрастает.

Работники локомотивных и кондукторских бригад, работая от 5 до 12 ч, подвергаются значительному действию шума и вибрации, а у пассажиров длительное воздействие этих факторов может вызвать утомление.


«Профессиональные заболевания ЛОР-органов»,
В.Е.Остапкович, А.В.Брофман