Определение разборчивости речи в шуме при профессиональной шумовой тугоухости

Интерес представляет определение разборчивости речи в шуме при профессиональной шумовой тугоухости [Чупий Л. В., 1973]. Это исследование приближает оценку разборчивости речи к естественным условиям цеха, так как обычно речевое общение происходит на фоне шума.

Автором было выявлено, что у лиц с профессиональным нарушением слуха добавление к речевым сигналам белого шума малой интенсивности часто вызывает повышение порогов разборчивости речи. При увеличении интенсивности шума до 60 дБ разборчивость речи у рабочих с профессиональной тугоухостью на 20 — 40% превышает разборчивость речи у лиц с нейросенсорной тугоухостью на почве инфекционных болезней или интоксикации антибиотиками.

В отличие от лиц с другими формам нейросенсорной тугоухости у больных с профессиональной шумовой тугоухостью ограничение максимального уровня разборчивости речи под влиянием белого шума не сопровождается парадоксальным снижением ее при усилении интенсивности речевых сигналов.

Имеются также данные [Чупий Л. В., 1973; Сагалович Б. М., 1978], что при профессиональной шумовой тугоухости маскировка шумов меньше сказывается на восприятии речи, чем на восприятии чистых тонов, что отличает эту форму тугоухости от других форм поражения звуковоспринимающего аппарата.

Неоднократно делались попытки использовать аудиологические пробы, основанные на явлениях адаптации и утомления, в целях профотбора, диагностики и прогнозирования потерь слуха. Основанием служило предположение, что у лиц с более выраженным утомлением после звуковых нагрузок должно быстрее наступать повреждение слуха под влиянием шума [Kryter, 1965; Bertochi et al., 1966, и др.].

В последнее время тест утомления стал применяться для прогнозирования потерь слуха, наступающих под влиянием производственного шума. В основу положено определение временных сдвигов порога слуха (ВСПС) после шумовой нагрузки [Kubik et al., 1965; Matsui et al, 1965; Smith, 1967].

Считают, что величины ВСП на частотах 1000 и 4000 Гц могут указать ожидаемые постоянные сдвиги порогов слуха (ПСП) после 10 — 15 лет работы на шумном предприятии [Kryter, 1965; Nizon et al., 1965]. Следовало ожидать, что лица с более выраженным утомлением после звуковых нагрузок должны быстрее глохнуть под влиянием производственного шума.

Однако величины адаптации имеют значительные индивидуальные колебания. Нарушение адаптации и существенные различия в утомлении нередко наблюдаются у лиц с нормальным слухом.

Имеется и ряд кондициональных факторов, влияющих на утомление [Темкина И. Я., Sataloff, 1957; Bertochi et al., 1966; Wojnarowska, 1966; Ferris, 1967]. Поэтому ряд авторов рекомендуют относиться с осторожностью к основанным на этих явлениях тестам, используемым в целях профилактики, диагностики и прогнозирования потерь слуха под влиянием шума [Рахмилевич А. Г., 1962, 1964; Темкин Я. С, 1968; Schroder, 1959; Кир, 1960; Palva, 1964; Palva et al., 1966].

Однако, как стало известно, в настоящее время при совершенно сходных условиях труда (параметры шума, длительность действия шума) и возрастных показателях у рабочих возникает различная степень потери слуха со значительными колебаниями в ту или другую сторону, что зависит, по современным представлениям, от индивидуальной чувствительности органа слуха к шуму [Гейшвили Ш. М., 1969; Рустам-Заде Р. В., 1977]. В связи с этим была изучена адаптационная способность органа слуха [Пономарева Н. И. и соавт., 1979] у рабочих в двух группах: первая группа — шумоустойчивые, вторая группа — шумонеустойчивые.


«Профессиональные заболевания ЛОР-органов»,
В.Е.Остапкович, А.В.Брофман