Законы древнего Вавилона

К числу сохранившихся древних источников медицинской этики относятся законы древнего Вавилона (XVIII век до н. э.), известные под названием «Законы Хаммурапи». В этом документе содержатся сведения о высокой ответственности врача.

В Рижском музее истории медицины им. Павла Страдыня представлены две каменные стеллы, на которых высечены статьи вавилонских законов: «Если врач,— гласит 218 статья,— произведет у кого-либо серьезную операцию бронзовым ножом и причинит больному смерть, или он снимет кому-либо катаракту с глаза и разрушит глаз, то он наказывается отсечением руки».

Русская летопись свидетельствует: «Врач некий Немчин Антон, врачева князя Каракуча, да умори его смертным зельем за посмех. Князь же великий Иоанн III выдал его сыну Каракучеву, он же, мучив его, хоте на откуп дати. Князь же великий не повеле, но повеле его убити; они свели его на Москву-реку под мост зимою и зарезали ножом яко овцу».

Решающее влияние на формирование основ этики и деонтологии медицинского работника оказали труды величайшего врача древней Эллады — Гиппократа, жившего в 460—377 гг. до н. э. В его сочинениях «Клятва», «Закон», «О врачах» содержатся высокие гуманистические принципы, служившие медикам последующих поколений и во многом не утратившие значение и в наши дни.

Притягательная сила и жизненность этого древнего учения позволяют заключить, что «здесь мы сталкиваемся с особенным культурно-историческим явлением, которое можно назвать «феноменом клятвы Гиппократа».

Следует считать, что Гиппократ впервые сформулировал основной деонтологический принцип: «Должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу…».

Он много писал о требованиях, которые должны предъявляться к врачу: о презрении к деньгам, совестливости, скромности, простоте и чистоте одежды, решительности, опрятности, изобилии мыс лей, отвращении к пороку, отрицании суеверного страха перед богами. «Лицо, посвятившее себя медицине,— писал Гиппократ,— должно обладать следующими качествами: бескорыстием, скромностью, целомудрием, здравым смыслом, хладнокровием…».

В учении великого врача-гуманиста встречается много правил, которые так созвучны нашему времени: «Все, что надо делать, делай спокойно, умело. Больного, когда это следует, ободри дружеским, веселым, участливым словом. Думая только о больном, в случае необходимости строго и твердо отклоняй его требования, но в другом случае окружи любовью и разумным утешением».

«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов