Речь к слушателям госпитальных школ Российской империи

С деонтологических требований начинается «Речь к слушателям госпитальных школ Российской империи» Данило Самойловича: «Медицинская наука требует от того, кто ей себя посвящает, следующих качеств: он должен быть молод и хорошо сложен, с ясным, острым зрением, с мягкими руками и тонким осязанием, и, кроме того, ко всем этим природным качествам он должен присоединить очень большую личную чистоплотность. Однако эти внешние качества, эту благопристойность, которые прежде всего бросаются в глаза и чаруют, не должно почитать более чем за простые признаки подлинных, основательных достоинств».

К подлинным достоинствам Д. Самойлович относил тонкий и просвещенный ум, обширное знание всех наук, глубокое понимание своего искусства.

«…Ничего не должно быть грубого ни в обхождении, ни в его разговоре, нрава ему надлежит быть исключительно кроткого, а главное — ему следует усвоить ту любезность и вежливость, искреннюю и простую, которые должны господствовать во всяком хорошем обществе и быть главной его привлекательностью… Одним словом, он должен быть воплощением порядочного человека»,— говорил Самойлович ученикам.

Большое влияние на зарождение и становление основ медицинской деонтологии оказал выдающийся отечественный врач и педагог Матвей Яковлевич Мудров (1776—1831 гг.), который первым в России сформулировал основные принципы медицинской этики и деонтологии того времени.

М. Я. Мудров, обращаясь к ученикам, писал: «Начав с любви к ближнему, я должен внушить вам все прочее, проистекающее из одной врачебной добродетели: услужливость, готовность к помощи во всякое время, днем и ночью, приветливость, привлекающую к себе робких и смелых, милосердие к чужестранцам и бедным, бескорыстие, снисхождение к погрешностям больного, кроткую строгость к их непослушанию, вежливую важность с высшими, разговор только о нужном и полезном, скромность и стыдливость, во всяком случае, умеренность в пище, ненарушимое спокойствие лица и духа при опасностях больного, веселость без смеха и шуток при счастливом ходе болезни, хранение тайны и скрытность при болезнях предосудительных…».

«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов