Личный пример

Известный отечественный патологоанатом С. С. Вайль писал: «Все, что следует сказать о душевном отношении врача к пациенту, в той же степени относится к лицам среднего медицинского персонала. Уже самое название «медицинская сестра» (раньше говорили «сестра милосердия») говорит о том, что больной ждет именно сестринского к себе отношения. Медсестра общается с ним чаще и характер ее поведения ощущается больным непосредственно. Хотя условия работы сестер трудные, многие из них самоотверженно окружают больного теплом и заботой, аккуратно выполняют все назначения, стараются облегчить страдания больного. Однако и в этой среде имеют место случаи формального, равнодушного отношения к труду, а это для больного всегда неприятно, иногда же и вредно».

Воспитать хороший коллектив сестер, прежде всего — цель врача, наиболее эффективное средство для этого — личный пример. В последние годы все настоятельнее возникает необходимость укрепления трудовой дисциплины. Взаимоотношения между медицинскими работниками традиционно строятся с учетом постоянного соблюдения субординации.

Это связано со спецификой работы медиков — постоянной высокой ответственностью за самое дорогое — жизнь и здоровье человека. Под субординацией во взаимоотношениях «медицинская сестра — врач» понимается беспрекословное подчинение младшего по должности старшему.

Медицинская сестра должна внимательно воспринимать врачебные назначения и указания, касающиеся всех ее функциональных обязанностей. Всякое врачебное назначение должно аккуратно выполняться, о чем своевременно производится в медицинской документации соответствующая запись. Отмечая значение субординации, следует подчеркнуть, что в отношении к младшим не должно быть высокомерия, черствости, бездушия.

В повести Владимира Дягилева «Доктор Голубев» автор уже с первых строк обращается к истокам формирования отношений сестры и врача. «…Ирина Петровна помнит, как пятнадцать лет назад, когда она впервые пришла в госпиталь, он встретил ее в этом же коридоре, подал сухую руку и, не выпуская ее руки, повел к себе в кабинет, усадил в кресло, заставил выпить стакан чаю за компанию, расспросил обо всем, ободрил, обещал помогать. Тогда она была молоденькая, только что закончила фельдшерскую школу… Ирина Петровна вспомнила, как первый раз она делала укол вот в этой же сто седьмой палате — и сломала иглу. Перепугалась, со слезами бросилась в кабинет к начальнику. Он успокоил, пошел вместе с ней к больному и сам сделал укол…»

Теплота, внимание, доброжелательность — без этих качеств немыслимо установление должных отношений между врачами и медицинскими сестрами.

«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов

Вперед →