Пока дышу, надеюсь

В средние века в различных странах Европы создавались приюты и богадельни для паломников и путешественников, где также оказывалась помощь больным и пострадавшим. Позднее в приюты стали принимать безнадежно больных людей.

Во всем мире больные, умирающие в больницах и у себя дома, испытывают тяжелые страдания. С каждым годом появляется все большее количество психотропных и анальгезирующих средств, разрабатываются новые методы химиотерапии и паллиативной радиотерапии, что позволит увеличить обратный переход больных из терминального в разряд острых.

«Остается важной, но пока еще неразрешимой проблемой создание таких стационаров, в которых бы могли сочетаться возможность уединиться, в которой так нуждаются больные, их семьи и персонал, и имеющая столь же важное значение атмосфера открытости и общения».

Несмотря на то, что постоянно возрастают возможности врачебного воздействия на умирающего больного, сестринский уход остается краеугольным камнем медицинского обслуживания таких пациентов.

Отличительной чертой медицинской сестры, ухаживающей за умирающими больными, является преданность своему делу. Такая сестра должна глубоко осознавать, что эффективным средством облегчения горя является групповая поддержка, ощущение того, что твою беду разделяют другие люди, придает силы, позволяет легче переносить страдания. В этой связи исключительно важное деонтологическое значение имеет отношение персонала к родственникам и близким умирающего.

Деятельное сострадание и соучастие могут выражаться в стремлении до конца жизни больного максимально способствовать сохранению его физических сил, психической и эмоциональной активности социальных взаимоотношений.

Лечивший умирающего А. С. Пушкина лейб-медик Арендт откровенно сказал поэту о его безнадежном состоянии, что было вызвано необходимостью отдания предсмертных распоряжений.

Находившийся у постели больного писатель-врач В. И. Даль до последней минуты старался ободрить Пушкина, повторяя: «Dum spiro spero» (Пока дышу, надеюсь). Медицинские сестры, работающие в стационарах, должны иметь твердое представление о медицинском правовом значении признания человека умершим.

«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов