Течение острых и хронических заболеваний внутренних органов нередко сопровождается возникновением осложнений, угрожающих жизни больного и требующих экстренных вмешательств медицинского персонала. Речь идет о так называемых неотложных состояниях.
Особенно важное значение приобретают деонтология и связанная с ней психотерапия при таких неотложных состояниях, как инфаркт миокарда, гипертонический криз, приступ бронхиальной астмы и некоторые другие. Успешное оказание медицинской помощи больным с неотложными состояниями предусматривает знание и выполнение персоналом ряда этико-деонтологических требований. Особенную актуальность эти вопросы приобретают в практике работы станций скорой и неотложной помощи.
Главными отличиями работы персонала скорой помощи являются лечение больных вне медицинских учреждений — на работе, дома, на улице — и использование при этом ограниченных средств. Работники скорой и неотложной помощи, наряду с состояниями, осложняющими течение терапевтических заболеваний, оказывают помощь при травмах и различных других неотложных состояниях.
Важными условиями при этом являются те обстоятельства, что медицинскую помощь приходится оказывать самостоятельно, нередко в присутствии родных, близких, а иногда и посторонних людей. Обстановка тревоги, ожидание помощи еще более усиливают беспокойство пациента и окружающих.
Первой задачей персонала, в том числе и медицинской сестры, является успокоение пациента, вселение в него и в окружающих уверенности в скорейшем выздоровлении или улучшении состояния. Это достигается прежде всего проявлением персоналом чуткости, спокойствия, хладнокровия, а также быстрыми и слаженными его действиями. Не следует проявлять излишнюю поспешность и суетливость.
Так, если состояние больного не требует немедленной помощи, нельзя забывать поздороваться, снять верхнюю одежду, вымыть руки. Было бы неправильно спешить с категоричными суждениями в отношении диагноза и прогноза.
«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов