Проведение санитарно-просветительной работы с родителями и их детьми

Проведение санитарно-просветительной работы с родителями и их детьми требует от медицинской сестры систематического пополнения знаний в области педиатрии, гигиены, педагогики, психологии, чтения специальной литературы для среднего медицинского персонала.

Медицинской сестре, работающей с детьми, нужно знать, что заболевания у детей нередко развиваются молниеносно, поэтому наблюдение за нездоровым ребенком должно быть постоянным и неослабным. Ни в одной другой медицинской специальности не возникают такие тяжелые последствия, как в педиатрии, вследствие передозировки лекарств, некачественного выполнения диагностических и лечебных процедур, невнимательного отношения к пациентам.

Одной из главных особенностей, определяющих деонтологическую тактику в педиатрии, является, по мнению С. Д. Носова, неправоспособность детей. Их желания или нежелания не могут быть причиной назначения или отмены тех или иных диагностических и лечебных воздействий.

Этот факт в еще большей степени усиливает беззащитность ребенка перед лицом болезни. Плач, крики, протесты детей могут и должны вызывать у медицинской сестры сочувствие, но не являются основанием для прекращения обследования и лечения.

От личных качеств медицинской сестры детского стационара, от соблюдения ею деонтологических правил во многом зависит, насколько легко и быстро пройдет период адаптации заболевшего ребенка к непривычной обстановке. Учитывая несовершенство детской психики, миелогений у детей могут проявляться в самых неожиданных ситуациях. Дети нередко со страхом воспринимают такие безобидные действия персонала, как осмотр зева, парентеральные инъекции, лабораторные исследования.

Детей, которым предстоит операция, необходимо заранее готовить к ней. В этом медицинская сестра может и должна оказать врачам большую помощь. Ребенку следует в доходчивой форме объяснить, что операция необходима, что доктор «погреет» или «заморозит» горлышко или животик и будет совсем не больно. На малолетних детей убедительно действуют примеры других детей, которые «ничего не боялись», «вели себя хорошо» и «теперь совсем здоровы».

«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов