К высоким побудительным мотивам можно отнести стремление посвятить свою жизнь борьбе с человеческими недугами, желание быть полезным обществу. Нередко устойчивый интерес к профессии медсестры возникает под воздействием случаев болезни или смерти кого-либо из родных или близких. Выбор профессии у молодого человека неразрывно связан с постижением им истинного смысла жизни.
В медицинской специальности, как нигде, должен выполняться принцип совпадения интересов личности с общечеловеческими интересами. В этой связи нельзя считать устойчивым, прочным интерес к профессии медицинской сестры, основанный на стремлении к «чистой» работе, желании оградить себя от трудностей сферы материального производства, кажущейся легкости поступления и обучения в училище, из-за отсутствия сложной учебной программы по математике и физике.
Такие мотивы не имеют ничего общего с практикой работы медицинской сестры и рано или поздно приведут к противоречию между идеализированными представлениями и действительностью.
Известный польский врач и гуманист конца XIX века В. Беганьский писал: «Кто ищет только хлеба в своей профессии, тот может найдет хлеб, но пустоту жизни этим хлебом не заполнит. А заполнять жизнь так, чтобы в ней никакой щели, никакой пустоты не осталось, составляет все искусство жизни и, пожалуй, не все ли счастье человека».
Каковы бы ни были технические достижения медицины, забота о больном, заинтересованность в его выздоровлении была и остается основным вопросом в проблеме лечения. По мере совершенствования медицинской науки все большее место в подготовке медицинских сестер занимают привитие норм морали и этики, развитие широкого кругозора.
Для оценки профессиональной пригодности поступающих в средние медицинские учебные заведения необходимо, помимо устойчивости стремления, оценивать морально-психологический облик личности, характеризующийся уровнем, широтой и действенностью своего проявления в нравственном поведении.
Каковы же основные критерии, определяющие уровень морального развития личности будущей медицинской сестры?
«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов