Сострадание и человечность

Врач Древнего Рима Скрибоний Ларгус в I веке н. э. писал: «Если у медиков с выбором профессии не сочетается сострадание и человечность, то они должны быть ненавистны всем богам и людям».

Сострадание и человечность — качества естественные, их нельзя вызвать искусственно, они в значительной степени характеризуют уровень морального развития личности медика. Высший уровень в нравственном развитии личности достигается тогда, когда все требования коммунистической морали становятся личностно необходимыми.

В таком случае для выполнения морально-этических норм не требуется больших усилий, высокого волевого напряжения. Реализация моральных требований при высоком уровне развития личности приобретает характер привычного, самопроизвольного действия. Другим важным качеством развития личности является широта, определяющая полноту морально-этических знаний, нравственных умений, навыков, привычек и чувств.

Действенность — третье неотъемлемое требование к морально развитой личности — характеризуется степенью ее активности. Не пассивное приспособление к жизни, а активное совершенствование ее — вот высшая цель деятельности нравственно развитой личности.

В книге «Мысли и афоризмы о врачебной этике» В. Беганьский писал: «Если бы кто меня спросил, что является главным условием счастья, я бы без колебания ответил: любимая работа. Человек, который не имеет цели в жизни, для которого работа — несносная тяжесть, никогда не будет счастливым».

Для оценки морально-психологического облика поступающих в медицинские училища, бесспорно, важны характеристики, выданные с места учебы и работы. Сведения, содержащиеся в характеристиках, должны значительно расширяться и дополняться с помощью специально составленных анкет и опросников.

«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов