Знания деонтологии

Знания деонтологии, приобретенные в училище, должны стать тем фундаментом, на котором в процессе повседневной практики будет возводиться здание должной деонтологической тактики медицинской сестры. Трудно переоценить роль личного примера преподавателя в деле обучения будущих медицинских сестер вопросам деонтологии.

«Личный пример воспитателя — это луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно»,— говорил К. Д. Ушинский.

Незыблемый принцип «Делай со мной, делай как я, делай лучше меня» здесь наиболее актуален.

В работе с учащимися необходимо избегать всего сенсационного, бьющего на дешевый эффект, а также рекламы собственных успехов и достижений. Развитию у учащихся чувства товарищества и взаимной доброжелательности способствуют крайняя осторожность и воздержанность преподавателей в отношении критических замечаний в адрес своих коллег. Научить учащихся культуре общения с пациентом только в учебной аудитории невозможно. Деонтологический аспект красной нитью пронизывает все виды учебного процесса в палате, в амбулатории, в операционной, в лаборатории, в кабинете функциональной диагностики, при непосредственном общении с больным.

После осмотра, проведения диагностической или лечебной манипуляции преподаватель обращает внимание учащихся на те или иные деонтологические проблемы медицины, объясняет, почему он выбрал тот или иной путь решения вопроса. Иногда целесообразно сделать «деонтологическое предисловие» перед посещением больного.

Никогда не следует говорить о деонтологии при больном, в его сознании «должное поведение медиков» — дело само собой разумеющееся. Так, например, прежде чем войти в палату для осмотра больного, страдающего злокачественным заболеванием, следует напомнить учащимся о врачебной тайне, об ятрогениях и заострить их внимание на осторожности, с которой предстоит выяснить жалобы и анамнез заболевания, провести осмотр больного. Необходимо предупредить о недопустимости в данном случае обсуждения в палате результатов лабораторных, рентгенологических, эндоскопических и других исследований.

«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов