Задача оптимизации преподавания вопросов медицинской этики и деонтологии

Сегодня перед медицинскими учебными заведениями стоит задача оптимизации преподавания вопросов медицинской этики и деонтологии. Эта задача осуществляется путем применения технических демонстрационных средств, анкетопросников, ситуационных типовых задач и других методов. Перспективным направлением следует считать использование художественных средств в преподавании медицинских дисциплин.

Необходимо шире использовать в преподавании произведения русских и зарубежных писателей, художников, отображающих в своем творчестве будни медиков, затрагивающих проблемы медицинской этики и деонтологии. В последние годы все отчетливее выступает необходимость совершенствования этического и гуманитарного образования в медицинских училищах. Нельзя уходить от проблемы «разочарования» в медицинской профессии, которая касается части обучающихся как в институтах, так и в медицинских училищах.

Акад. З. И. Янушкевичус пишет: «Нет сомнения, что скоро, наряду с гигиеной и санитарией, появится отрасль медицины, которая вторгнется в формирование ландшафта, архитектуры, а, пожалуй, и в литературу, музыку, искусство. Это не пустая мечта: возможности эстетического воздействия очень велики, но пока мы очень мало их изучили и мало их используем».

В курсе медицинской этики целесообразно практиковать дискуссии по обширному кругу проблем, освещенных в 3-й главе. Большим обучающим эффектом обладают короткометражные фильмы, показывающие взаимоотношения между медицинским персоналом и больными. Серия фильмов, продолжительностью 5—10 мин, снятых по специально составленным сценариям, может быть создана с привлечением как настоящих пациентов, так и актеров.

Опыт создания и использования таких фильмов на темы медицинской деонтологии свидетельствует, что ценность их повышается при соблюдении следующих условий:

  • подбор актеров должен максимально соответствовать теме фильма;
  • фильм предпочтительнее сделать как можно проще, без отвлекающих от основной темы деталей;
  • каждый фильм желательно посвятить преимущественно одной важной деонтологической проблеме;
  • фильмы целесообразнее демонстрировать небольшим группам (10—12 чел.);
  • преподаватель обязан направлять дискуссию учащихся, проводимую в процессе обсуждения фильма;
  • преподаватель должен воздерживаться от преждевременного высказывания своего мнения;
  • одни и те же фильмы могут использоваться при обучении людей с различным уровнем подготовки.

«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов