Трансформации

Некоторые наши воспоминания производят впечатление обломков чего-то такого, что в прошлом составляло единое целое. Но есть много фактов, которые не согласуются с данной гипотезой. 

Испытуемому — по профессии художнику — показали портрет человека, лицо которого было немного повернуто в левую сторону. Спустя несколько дней художника попросили воспроизвести портрет.

Он довольно точно повторил рисунок: лицо человека на нем тоже было слегка повернуто влево. Однако неделю спустя при повторном эксперименте испытуемый нарисовал того же человека, но повернутого в профиль. Психолог Вульф, который проводил эти опыты, полагал, что следы памяти с течением времени не разрушаются, а трансформируются. Отдельные детали запомнившегося предмета или события гипертрофируются, усугубляются и с течением времени становятся доминирующими. Любопытно, что у двух на первый взгляд противоположных гипотез (концепции «разрушающих следов» и концепции «преобразующих следов») много общего.

Обе они связывают забывание с судьбой следов, отпечатков — одна с их разрушением, другая с их трансформацией.

Однако обе гипотезы не могут объяснить такое явление: часто более позднее воспроизведение объекта запоминания оказывается более правильным, точным, чем раннее воспроизведение. Вот типичный пример. Сразу после прочтения книги вспоминается гораздо меньше действующих лиц, чем на другой день. Такое явление называется реминисценцией. Если бы время действительно уничтожало или видоизменяло следы памяти, то реминисценция была бы невозможной.

Попытка преодолеть недостатки изложенных концепций привела к созданию учения о репродуктивном торможении. Сторонники ее (в основном американские психологи) выявили некоторые закономерности влияния заучивания одного материала на запоминание другого, с ним сходного. Оказалось, что последующее заучивание отрицательно сказывается на припоминании сходного предыдущего материала. Кроме того, выученный ранее материал сильно мешает запоминанию сходной с ним новой информации. Американские психологи, объясняя этот факт, прибегли к понятию «конкуренция». Они считали, что в то время, когда человек что-то припоминает, происходит конкурентная борьба между отдельными сходными ответами.

«Медицина сегодня», В.Шапоров