Концепция припоминания

На вопрос: «Кем была основана Российская академия наук?» — многие, почти не задумываясь, отвечают: «Ломоносовым».

В действительности Ломоносов был основателем русского университета.

В данном случае сходными для субъекта явились два понятия — академия и университет. Забывание не сводится только к одним заменам. Вряд ли человек, который не знаком с расположением цветов спектра, сможет запомнить их порядок после двухкратного или трехкратного повторения.

Но зато известная фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», которая «врезается» в память, сразу поможет по первым буквам назвать все цвета спектра.

В первом случае цвета не запоминаются потому, что все они являются для памяти равнозначными, никак между собой не связанными, и в итоге — безразличными для запоминания. Фраза-подсказка состоит из слов, зависимых друг от друга и не являющихся равноценными. Концепция припоминания, предложенная советскими исследователяхми, помогает понять, почему сходство то помогает в припоминании, то затрудняет его.

Все дело в том, что затрудняет запомнить то или иное явление и предмет вовсе не объективное их сходство, а то, что для субъекта является равнозначным. Как бы ни было велико объективное сходство двух или большего количества явлений, оно совершенно не затрудняет припоминание, если эти сходные явления не будут равноценными для человека. При огромном сходстве отца и дяди (предположим, они близнецы) ребенок никогда не спутает их, так как они для него, ясное дело, не равноценные люди.

Но тот же ребенок легко спутает двух других людей, совершенно не похожих друг на друга, если эти люди для него безразличны. Мы привели несколько гипотез, отражающих взгляды психологов на механизмы памяти. Разумеется, проблема эта далеко не разрешена. Однако можно быть уверенным, что новые, более совершенные методы исследования позволят еще глубже проникнуть в одну из самых сокровенных тайн работы человеческого мозга — тайну рождения и жизни памяти.

«Медицина сегодня», В.Шапоров