«Женыненевы» братья

Корень жизни

Человек-корень. Так называют траву женьшень, известную своими целебными свойствами. Внешнее сходство корневища с фигуркой человека дало, видимо, второе прозвище женьшеню. Он известен людям уже более четырех тысяч лет.

До сих пор еще в тайгу ходят искатели — охотники за женьшенем. Очень редок он, этот корень, совсем немного осталось его в тайге. Рубки леса и пожары сужают область распространения женьшеня. А развивается растение медленно.

Ботаники относят женьшень к древнему семейству аралиевых, родичи которых жили на Земле в давние геологические времена — еще в третичном периоде.

Сейчас существуют два географических центра, где сосредоточены растения этого семейства: Юго-Восточная Азия — естественный заповедник кустарниковых пород (120 видов из 17 родов аралиевых) и тропическая Америка (75 видов из 9 родов). Полтора процента из общего числа известных ботаникам видов аралиевых, и в том числе женьшень,— травы. Они произрастают в умеренном климате. Значит, надо «приручать» дикого обитателя таежных зарослей.

Женьшень привередлив к условиям окружающей среды. Ему нужно достаточное притенение, легкая по механическому составу и хорошо дренированная почва, соответствующая лесной местности, влажность воздуха и четкая смена холодных и теплых сезонов года. Такая среда создана для него на одном из опытных участков Главного ботанического сада АН в Москве. И здесь «гость» чувствует себя «как дома».

Опытные плантации корня жизни есть и в Полтавской и Кировской областях, в Белоруссии, в Тебердинском заповеднике на Северном Кавказе. Но всего этого слишком недостаточно для того, чтобы женьшень мог стать распространенным медицинским средством. Известно давно, что третичный предок женьшеня был деревом.

За миллионы лет, прошедшие с той поры, дерево стало травой, но сохранило несвойственное травам долголетие: говорят, что век женьшеня равен 150 годам.

«Медицина сегодня», В.Шапоров