Достижения Мишер в науке

В 1872 г., в возрасте 28 лет, Мишер был назначен на должность профессора физиологии в Базельском университете, сменив на этом посту Гиса, переехавшего в Лейпциг. В университете Мишер стал крупной фигурой. Позднее он основал новый физиологический институт — «Везалианум», как он его назвал в честь бельгийского анатома Андрея Везалия (XVI в.); Везалий провел в Базеле около шести месяцев, пока там печаталась его знаменитая книга «De humani corporis fabrica» («О строении человеческого тела»).

Новый институт Мишер оборудовал самыми точными и самыми современными приборами и использовал их для исследования таких классических проблем физиологии, как дыхание, кровообращение, влияние па организм условий высокогорья. Мишер занимался также общественной деятельностью. Кантональные власти обращались к нему за советом по вопросам питания заключенных и обитателей различных приютов и других общественных благотворительных учреждений; Мишер прочел, кроме того, целую серию публичных лекций, посвященных проблемам питания и экономическим вопросам ведения домашнего хозяйства.

Живя в стране, производившей много молока, но довольно мало его потреблявшей, и прекрасно понимая, как высока питательная ценность молока, Мишер в одной из лекций осыпал насмешками «убогую жадность» крестьян, отнимавших молоко у детей, чтобы получить побольше сыра, идущего на продажу. «Если вы спросите этих бледных и хилых людей, что они едят, — говорил Мишер, — они ответят: картошку, кофе, еще картошку и шнапс — это хорошо заглушает голод». Коллеги Мишера, комментируя его интерес к общественным делам, высказывали уверенность, что, если бы не слишком слабый слух, из него вышел бы активный политический деятель.

На протяжении всей жизни у Мишера была одна всепоглощающая страсть: его нуклеин. Он снова и снова возвращался к изучению его химических свойств; не меньше его занимал и вопрос о биологической функции нуклеина. В тот период, когда он работал с лейкоцитами, выделенными из гноя, он ни в письмах, ни в статье, опубликованной в 1871 г., ни слова не сказал о возможной функции ядра.

Едва ли стоит этому удивляться, так как в то время и еще на протяжении ряда лет роль ядра в жизни клетки была попросту неизвестна. В 1882 г. один из ведущих биологов, У. Флемминг, говоря о последних достижениях в изучении клеточного ядра, писал: «Что касается биологического значения ядра, то здесь мы по-прежнему остаемся в полном неведении».

Однако, после того как Мишер перешел к изучению спермы, он стал все чаще задумываться о роли нуклеина в оплодотворении и о природе самого оплодотворения. Не содержатся ли в сперматозоидах какие-то особые вещества, которые служат причиной оплодотворения? Биохимик В. Кюне из Гейдельбергского университета, который только-только ввел в биохимию слово «энзим» (фермент), предположил, что ферменты, видимо, содержатся и в сперматозоидах.


«Молекулы и клетки», под ред. акад. Г.М.Франка