Работы Мишера по изучению спермы лосося

Поскольку сперма лосося казалась вполне чистым и ничем не загрязненным материалом, Мишер попробовал найти в нем какие-нибудь ферменты, но ничего сколько-нибудь обещающего так и не нашел. Тогда он сделал такое замечание: «Если кого привлекает предположение, что какое-то специальное вещество… служит причиной оплодотворения, тогда, безусловно, в первую очередь следует вспомнить о нуклеине».

Когда читатель дойдет до этой фразы, написанной в 1874 г., у него на мгновение перехватит дыхание — но только на мгновение: в конце концов Мишер эту идею отверг. Как читатель, может быть, помнит, Мишер считал, что в курином яйце большие количества нуклеина содержатся в желточных пластинках. Мишер даже и не думал, что между нуклеином спермы и яичным нуклеином могут существовать какие-то характерные различия.

Он приходит к выводу, что «загадка оплодотворения не может быть скрыта в каком-то одном веществе»; сперматозоид функционирует как единое целое путем совместного действия всех его частей, и если вспомнить, какое огромное значение имеет сперматозоид для передачи наследственных признаков, то каждый будет вынужден согласиться, что его функционирование должно отличаться большой сложностью.

Подобная цепь рассуждений привела Мишера к заключению, что оплодотворение представляет собой физический процесс, в ходе которого сперматозоид передает яйцеклетке определенный тип движения (Bewegung). Поразмыслив над возможной природой такого движения, Мишер заключает, что это должен быть «молекулярный процесс», подобный процессу, посредством которого нерв возбуждает мышцу.

Когда Мишер для объяснения оплодотворения призвал на помощь физическое движение, он, конечно, имел в виду кинетическую теорию, которая в то время находилась в стадии становления. К 1892 г. Мишера стал больше занимать другой физико-химический подход. Он писал: «С моей точки зрения, ключ к разгадке полового процесса лежит в стереохимии».

Иными словами, решающее значение имеет различное положение асимметрических атомов углерода в молекулах. Стремление Мишера искать объяснения в физических процессах так и не позволило ему понять биологическую роль нуклеина. Примерно в это же время биологи другого направления, которых не интересовала ни кинетическая теория, ни стереохимия, сумели постичь некоторые основополагающие биологические явления и одновременно признали фундаментальную роль нуклеина.


«Молекулы и клетки», под ред. акад. Г.М.Франка