Мнение Мшера основанное на достижениях химии

В 1893 г. Мишер писал в одном из писем: «Рассуждения Вейсмана и других страдают от использования каких-то смутных полухимических концепций, частично заимствованных у ветхозаветной химии. Представьте себе, что молекула белка имеет (что вполне возможно) 40 асимметрических атомов углерода; тогда у нас уже получается миллиард изомеров… и моя [стереохимическая] теория лучше любой другой способна учесть невообразимое многообразие, о котором свидетельствует все то, что мы знаем о наследственности». Рассуждения Вейсмана были основаны на самых передовых воззрениях биологии того времени. Мишер же предпочитал класть в основу своих рассуждений последние достижения химии, а на достижения биологии обращал сравнительно мало внимания. Время подтвердило правильность позиции, решительно занятой Вейсманом. После вторичного открытия менделевских «единиц» наследственности и данного Т. Морганом доказательства их тождественности с генами не могло оставаться сомнений в том, что наследственные признаки передаются хромосомами.

Менее последовательно поступило время с другой идеей, согласно которой генетическим материалом хромосом, ответственных за передачу признаков по наследству, служит нуклеин. Как мы видели, эта идея появилась в 80-х годах и получила широкое распространение в 90-х. В 1895 г. американский цитолог Э. Вильсон писал: «Считается, что хроматин очень близок, если не идентичен, веществу, которое называют нуклеином… Таким образом, мы приходим к замечательному выводу, что наследственность, возможно, обусловлена физической передачей от родителей потомству одного определенного химического вещества».

Однако в последующие несколько лет этот вывод стали все больше подвергать сомнению, поскольку казалось, что содержание хроматина в ядре слишком непостоянно, для того чтобы обеспечить необходимую непрерывность передачи наследственных признаков. Казалось, что количество хроматина сильно меняется в зависимости от цикла клеточного деления и от физиологического состояния клетки. Во втором издании книги «The Cell in Development and Heredity», опубликованном в 1900 г., Вильсон упоминал обо всех этих изменениях в окрашивании хроматина, но он сумел дать им объяснение: «Мы можем предположить, что первоначально хромосомы содержат очень высокий процент нуклеиновой кислоты, но затем они увеличиваются в размере и теряют в значительной степени способность окрашиваться, поскольку объединяются с большими количествами какого-то альбуминового материала… Конечное же уменьшение размеров хромосом и восстановление их прежней способности окрашиваться объясняется тем, что они освобождаются от альбуминового компонента».

Это объяснение точно соответствует нашим нынешним представлениям, однако вскоре кажущиеся аномалии в окрашивании все же перевешивают. В 90-х годах было обнаружено, что на ранних стадиях развития яйцеклеток у некоторых животных часто появляются крупные хромосомы типа «ламповых щеток». Интенсивное изучение таких хромосом показало, что в них хроматин, по-видимому, вообще отсутствует. Если бы хроматин (или нуклеин) действительно был наследственным материалом, он должен был бы сохраняться непрерывно в течение всего периода смены поколений.


«Молекулы и клетки», под ред. акад. Г.М.Франка