Связывание аминокислот

Связывание аминокислот происходит в особых внутриклеточных частицах — рибосомах. Каждая аминокислота доставляется к рибосоме молекулой транспортной РНК (которая представляет собой одну из разновидностей рибонуклеиновой кислоты). Инструкции о том, в какой последовательности должны связываться аминокислоты, доставляются молекулами другой разновидности рибонуклеиновой кислоты — информационной РНК. Сама информационная РНК эти инструкции получает от дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), которая служит в клетке главным хранилищем всей информации.

Зная все это, можно попытаться использовать для дальнейшего изучения синтеза белка ряд специфических воздействий, так или иначе нарушающих нормальное течение описанного процесса. В частности, оказалось, что для этой цели пригодны некоторые антибиотики. В отличие от таких соединений общего действия, как, скажем, цианид, которые нарушают работу сразу всей клетки, антибиотики обладают высокой избирательностью действия. Известны, в частности, антибиотики, специфически нарушающие какое-либо одно звено в цепи реакций клеточного метаболизма. Например, антибиотик пуромицин останавливает рост полипептидной цепи на рибосоме. Происходит это вследствие того, что молекула пуромицина сходна по строению с одним из концов транспортной РНК, к которому прикреплена аминокислота. Поэтому молекула пуромицина присоединяется к растущему концу полипептидной цепи, после чего дальнейший рост последней прекращается. В результате с рибосомы сходит укороченная цепь, оканчивающаяся молекулой пуромицина.

Многие исследователи пытались с помощью соединений, подобных пуромицину, остановить синтез белка, а затем наблюдать, как это скажется на поведении животного. Мысль эту можно проследить в работах многих исследователей. К. Дингман и М. Споры вводили крысам 8-азагуанин; Т. Чемберлен, Д. Ротшильд и Р. Джерард то же соединение скармливали крысам; Жозёфа Флекснер, JI. Флекснер и Э. Стеллар вводили мышам пуромицин.

Для своих экспериментов мы выбрали золотых рыбок потому, что их легко приобрести и нетрудно содержать в лаборатории в большом количестве. Кроме того, существует хорошо разработанная методика, позволяющая обучать этих рыбок выполнению одной простой задачи (эта методика принадлежит Биттерману). Многих удивляет даже сама возможность существования у рыб долговременной памяти. Однако, судя по свидетельствам многочисленных психологов и рыболовов, сомневаться в этом не приходится.


«Молекулы и клетки», под ред. акад. Г.М.Франка