Стирание памяти у подопытных рыбок под действием пуромицина

Одно наблюдение озадачило нас. Первая стадия обучения длилась 40 минут, из которых 20 минут животные находились в темноте. И введение после этого пуромицина стирало в памяти все, чему рыба научилась. Значит, никакой консолидации следов памяти пока что не было.


Немедленное введение пуромицина после первых
20 уроков полностью стирает память об уроках

Немедленное введение пуромицина после первых 20 уроков полностью стирает память об уроках

Рыба ведет себя так же, как и до обучения.


При введении пуромицина уже через 30 минут после обучения в памяти сохраняется более половины того, что рыбы запоминали во время уроков. Почему же хотя бы к концу 40-минутного периода обучения не происходит никакой консолидации? Правда, рыба, которой пуромицин вводили через 30 минут после окончания тренировки, была уже перенесена в «домашний» аквариум. Но не все ли ей равно — в каком аквариуме плавать? Тем не менее в «домашнем» аквариуме закрепление происходит, а в «учебном» — нет.


Введение пуромицина перед началом эксперимента
не сказывается на скорости обучения

Введение пуромицина перед началом эксперимента не сказывается на скорости обучения

Однако при этом поражается способность к долговременному запоминанию, на что указывает снижение доли правильных «ответов» при возобновлении тренировки через три дня.


Сотрудник нашей лаборатории Р. Дэвис решил поставить опыты специально для того, чтобы выяснить этот вопрос. Он обнаружил, что рыбы, которых оставляли в «учебном» аквариуме в течение нескольких часов после обучения, а затем переносили «домой», через четыре дня все «помнили». В то же время рыбы, которых оставляли на такой же срок в «учебном» аквариуме и которым затем вводили пуромицин, после чего переносили их в «домашний» аквариум, обнаруживали заметную потерю памяти. Следовательно, консолидации следов памяти у рыб после обучения не происходит до тех пор, пока их не перенесут в «домашний» аквариум. Создается впечатление, что само пребывание в «учебном» аквариуме препятствует консолидации (смотрите рисунок ниже).


Влияние внешнего окружения на формирование долговременной памяти

Влияние внешнего окружения на формирование долговременной памяти

Влияние внешнего окружения на формирование долговременной памяти можно продемонстрировать, оставляя рыб в «учебном» аквариуме на период, необходимый для фиксации следов памяти. В этом случае закрепления в памяти не происходит, и пуромицин, введенный в конце этого периода, стирает память об уроках.


Дальнейшие исследования подсказали нам, что консолидация блокируется все то время, пока внешнее окружение ассоциируется с высоким уровнем возбуждения. Отсюда следует, что консолидация следов памяти зависит от внешних условий и для своего завершения требует определенного времени.

Из всех этих опытов мы заключили, что следы долговременной памяти у карася формируются в результате процесса, чувствительного к пуромицину; процесс этот начинается после обучения и происходит только в том случае, если животное помещено в условия, отличающиеся от тех, в которых происходило обучение.


«Молекулы и клетки», под ред. акад. Г.М.Франка