Значение открытий Кидда и Маккоя

Открытиям Кидда и Маккоя сначала не придавали должного значения и уж во всяком случае не видели связи между ними. Что касается работы Кидда, то большинство исследователей связывало его результаты с особенностями многократной трансплантации. Действительно, подавление лейкоза сывороткой морских свинок наблюдалось только в тех случаях, когда злокачественные клетки много раз подвергались трансплантации; предполагалось, что при этом они успевали приобрести иммунологическую несовместимость с тканями своих хозяев-мышей. Трансплантаты первых пассажей в этом отношении были вне подозрений, но как раз на них и не действовала сыворотка морской свинки. Поэтому было принято считать, что явление Кидда, несомненно, представляет собой интересную загадку, но что она связана с проблемами трансплантации тканей и не имеет отношения к проблеме рака.

Прошло несколько лет, прежде чем удалось понять, что оба эти на пер-вый взгляд не связанные друг с другом открытия отражают две стороны одного и того же явления. Дж. Брум пришел к выводу, что результаты Кидда нельзя приписать иммунологической несовместимости. Брум решил выяснить, нет ли каких-либо других, неиммунологических различий между сывороткой морской свинки и сывороткой других животных; вскоре он узнал, что еще в 20-х годах А. Клементи обнаружил в крови морской свинки фермент, разрушающий аспарагин. Клементи пытался найти этот же фермент в крови других животных, но больше нигде его не нашел. Узнав об этом, Брум предпринял серию опытов, которые не оставили никаких сомнений в том, что аспарагиназа, присутствующая в сыворотке морской свинки, и есть противолейкозный фактор, ответственный за явление Кидда.

Сила аргументации Брума состоит прежде всего в том, что он использовал одновременно два независимых экспериментальных подхода.

Во-первых, он занялся тем самым типом лейкоза, с которым работал Кидд, и показал, что противолейкозные свойства сыворотки морской свинки при испытании с помощью целого ряда физических и химических тестов ведут себя точно так же, как аспарагиназная активность этой сыворотки; следовательно, согласно выбранным критериям, оба эти свойства должны совпадать.

Во-вторых, Брум показал, что злокачественные клетки, полученные при заражении животных этим же лейкозом, растут в культуре только при условии, что в питательной среде присутствует L-аспарагин.

В средах, не содержавших аспарагина, почти все злокачественные клетки погибали уже через несколько дней. Правда, если эти культуры поддерживались еще в течение нескольких недель, то отдельные сохранившиеся клетки начинали расти и в отсутствие аспарагина. После пересадки новым мышам эти клетки уже не реагировали на сыворотку морской свинки.


«Молекулы и клетки», под ред. акад. Г.М.Франка