Отравление рыбой фугу в Японии

Действительно, отравление рыбой фугу распространено в Японии и поныне. В 1957 г. зарегистрировано 176 случаев отравления; из них 90 окончились смертью. Чтобы уменьшить число подобных случаев, пробовали ввести специальное «право на приготовление рыбы фугу», которое давалось бы только компетентным поварам, но очарование этого блюда для японцев слишком велико. Ситуация осложняется еще и тем, что в Японии распространено поверье, будто смесь горячего саке и молок фугу ускоряет наступленпе половой зрелости. Молоки одних видов содержат тетродотоксин, других — не содержат, но икра и печень всегда сильно ядовиты. Говорят еще, что немножко печени фугу сообщает некоторым блюдам особый аромат. Опасные удовольствия в жизни нередки, но в данном случае предполагается еще и необыкновенно тонкий вкус. (Почти никакой опасности не представляет фугу сашими — тонкие ломтики сырой фугу, идущие в виде приправы к блюдам из овощей и птицы. Ломтики нарезают из неядовитой спинной части рыбы.)

Отравление рыбой фугу, столь распространенное в Японии, стало предметом интенсивного изучения. Еще в 1883 г. была сделана попытка выделить яд в чистом виде. Й. Тахара назвал полученное вещество тетродотоксином, но мы знаем теперь, что даже его лучшие препараты содержали всего 0,2% яда. Тем не менее тетродотоксин Тахары начали широко применять как обезболивающее средство, и в 1913 г. Тахара получил на него в США патент. И только в 1950 г. А. Йоку и К. Цуда независимо друг от друга нашли способ получения чистого кристаллического препарата.

Тем временем в США проводились исследования, не связанные с работами японских ученых, но имеющие, как это выяснилось впоследствии, прямое отношение к ним. В 1932 г. В. Твитти, ранее работавший в Йельском университете, где он осваивал методику пересадки тканей на обычных восточноамериканских саламандрах Ambystoma punctatum, перешел на биологический факультет Стэнфордского университета.

Для продолжения исследований ему нужно было найти другой вид животных, и он был легко найден. Весной холмы, окружающие университетский городок в Стэнфорде, кишат калифорнийскими тритонами, Taricha torosa. Эти тритоны покидают лесистые районы и откладывают икру в прудах и ручьях; шарики с икринками тритонов появляются на погруженных в воду веточках или свободно лежат на дне (смотрите рисунок ниже).


Taricha torosa откладывают свои яйца, заключенные в полупрозрачную студенистую массу,
в прудах или ручьях; яйца прикреплены к веткам, погруженным в воду

Taricha torosa откладывают свои яйца, заключенные в полупрозрачную студенистую массу, в прудах или ручьях; яйца прикреплены к веткам, погруженным в воду



«Молекулы и клетки», под ред. акад. Г.М.Франка