Признаки нарушения психомоторного развития
Первый период—новорожденности (с рождения до 1 мес). Методика неврологического обследования новорожденного представлена в литературе рядом авторов [Журба Л. Т., 1968; Prechtl Н., 1977; Saint-Anne Dargassies, 1977, и др.].
Основная задача первого осмотра ребенка сразу после рождения состоит IB оценке его адаптации к внеутробным условиям существования.
Она проводится по шкале Апгар в течение первой минуты после рождения по пяти основным клиническим признакам. В зависимости от выраженности каждой функции ставят оценку в баллах и полученные цифры складывают.
Оценка 7 баллов и выше по шкале Апгар указывает на хороший прогноз как в отношении жизнеспособности Новорожденного, так и его нервно-психического развития. Низкие оценки, особенно ниже 5 баллов, относят к факторам риска в отношении смертности и развития неврологических нарушений.
Так, согласно данным J. S. Drage, Н. Berendes (1966), при оценке 2—3 балла смертность новорожденных достигает 30%, а гари оценке 0—1 балл — 49%; при оценке 0—3 балла неврологические нарушения в возрасте 1 года выявляют примерно у 7,4% детей. Приступая к осмотру новорожденного, следует учитывать, что для его нервной системы характерно преобладание процессов торможения над возбуждением.
Поэтому здоровый новорожденный в первые недели жизни большую часть времени спит, просыпаясь только для кормления, и его обычно приносят для осмотра спящим.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба
- Стимуляция развития сенсорно-моторного поведения и голосовых реакций (Стимуляция голосовых реакций)
- Нарушения обмена (Количественные аналитические методы оценки)
- Витамин D
- Нервно-мышечные заболевания (Сухожильные рефлексы)
- К вопросу о диагностике детского церебрального паралича
- Гипертензионно-гидроцефальный синдром (Истончение костей)
- Синдромы двигательных расстройств (Двигательные расстройства при ДЦП)
- Неврологические и психопатологические синдромы при соматических заболеваниях (Нервно-психические нарушения)
- Легкая специфическая задержка развития (При оптической реакции)
- Первый период—новорожденности (Стойкая гипертермия)
- Первый период—новорожденности (Слух ребенка)
- Первый период—новорожденности (АШТР)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Отсутствие потливости)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Лабиринтный выпрямляющий (установочный) рефлекс)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Ощупывание своих рук)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Поза ребенка)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Высокие коленные рефлексы с расширенной зоной)
- Четвертый период (возраст 6—9 мес) (Двигательные нарушения)
- Пятый период (возраст 9—12 мес) (Ходьба)
- Стимуляция становления двигательных функций
- Стимуляция развития сенсорно-моторного поведения и голосовых реакций (При специфической задержке психомоторного развития)
- Нарушения обмена (Пропорция ложноотрицательных результатов)
- Эндокринные заболевания
- Нервно-мышечные заболевания (Электромиографическое исследование)
- К вопросу о диагностике детского церебрального паралича (Дифференциальный диагноз)
- Судорожный синдром
- Тонический лабиринтный рефлекс
- Неврологические и психопатологические синдромы при соматических заболеваниях (Отставание в развитии интегративных функций)
- Легкая специфическая задержка развития (Коррекция)
- Первый период—новорожденности (Мацерация кожи в ранний период)
- Первый период—новорожденности (Наличие поствращательного нистагма)
- Первый период—новорожденности (Спонтанные движения при нормальном мышечном тонусе)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Сосудистые пятна)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Удерживая ребенка на весу)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Тактильно-кинестетические реакции)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Функция контроля головы в вертикальном положении)
- Четвертый период (возраст 6—9 мес)
- Четвертый период (возраст 6—9 мес) (Тремор пальцев рук)
- Пятый период (возраст 9—12 мес) (Двигательные расстройства при детских церебральных параличах)
- Стимуляция становления двигательных функций (В вертикальном положении)
- Стимуляция развития сенсорно-моторного поведения и голосовых реакций (Виды медикаментозной терапии)
- Нарушения обмена (Тест на ксантуреновую кислоту)
- Факоматозы
- Нервно-мышечные заболевания (Сухожильные рефлексы)
- К вопросу о диагностике детского церебрального паралича (Задержка психомоторного развития)
- Судорожный синдром (Двигательный компонент припадка)
- Тонический лабиринтный рефлекс (Влияние тонического лабиринтного рефлекса)
- Неврологические и психопатологические синдромы при соматических заболеваниях (Первичные интеллектуальные функции)
- Специфическая задержка развития средней тяжести (Возрастное проявление)
- Первый период—новорожденности (Частота кожных родинок)
- Первый период—новорожденности (Асимметрия зрачков)
- Первый период—новорожденности («Физиологический» тремор)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Изменение характера волосяного покрова)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Шейная выпрямляющая реакция)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Задержка психического развития)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Повороты со спины на живот)
- Четвертый период (возраст 6—9 мес) (Действие цепного двигательного сочетательного рефлекса)
- Пятый период (возраст 9—12 мес)
- Пятый период (возраст 9—12 мес) (Постепенное угасание сухожильных рефлексов)
- Стимуляция становления двигательных функций (Рефлекс-запрещающая позиция)
- Стимуляция развития сенсорно-моторного поведения и голосовых реакций (Питание)
- Нарушения обмена (Концентрация аминокислот)
- Факоматозы (Ангиомы)
- Нервно-мышечные заболевания (Электромиографическая картина)
- Синдром гиповозбудимости
- Судорожный синдром (При генерализованных судорогах)
- Тонический лабиринтный рефлекс (При ярко выраженном АШТР)
- Cпецифическая задержка развития
- Специфическая задержка развития средней тяжести (Сочетание с другими неврологическими синдромами)
- Первый период—новорожденности (Своеобразное изменение растяжимости кожи)