Нарушения обмена (Количественные аналитические методы оценки)

На втором этапе диагностики применяют количественные аналитические методы оценки содержания метаболитов в биологических жидкостях и тканях организма. К качественным биохимическим методам относится проба мочи с полуторахлористым железом (проба Феллинга).

К 2—5 мл свежей мочи добавляют 6—10 капель свежего10% раствора FeCl3. Появление сине-зеленого или серо-зеленого окрашивания расценивают как положительный результат.

Через 5—10 мин зеленый цвет постепенно блекнет и исчезает, поэтому результаты реакции необходимо оценивать тотчас после добавления к моче реактива. Вместо реактива используют также индикаторные бумажки («Biophan Р», «Phenistix»), которые пропитывают буферным раствором FeCl3 и кладут между слоями мокрой пеленки сразу же после того как ребенок помочился или опускают в пробирку с мочой.

Можно пользоваться также пеленочной пробой: на пеленку, пропитанную мочой, наносят несколько капель 10% раствора FeCl3. Тест с полуторахлористым железом бывает положительным при повышенном содержании в моче аминокислот.

Наиболее отчетливо реакция выражена при фенилкетонурии, при других заболеваниях — гипераминоацидурии, гистидинемии, болезни кленового сиропа, тирозинозе, гиперглицинемии — ее результаты менее демонстративны. Проба с FeCl3 дает около 5% ложноположительных результатов.

Так, зеленое окрашивание может образоваться и при наличии в моче билирубина, ацетона, адреналина, норадреналина, салицилатов, хлорпромазина.

Однако зеленый цвет в этих реакциях в отличие от гипераминоацидурии со временем не исчезает. Проба с 2,4динитрофенилгидразином (2,4ДНФГ). К 1— 2 мл мочи добавляют такое же количество 0,3% раствора 2,4 ДНФГ. При наличии гипераминоацидурии появляется мутное ярко-желтого цвета окрашивание, которое держится в течение суток. Эта проба более чувствительна и надежна, чем проба Феллинга.

Ею рекомендуют проверять все случаи положительных реакций с FeCl3 или ставить обе пробы параллельно.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба

← Назад
Вперед →