Последствия нейроинфекций (Задержка психомоторного развития)

Задержка психомоторного развития, возникшая после перенесенной нейроинфекций, может сочетаться с различными неврологическими синдромами: гипертензионно-гидроцефальным, повышенной возбудимости, церебрастеническим и судорожным, с расстройством черепно-мозговой иннервации, парезами конечностей (чаще гемипарезы).

В большинстве случаев наблюдают сочетание нескольких синдромов. В зависимости от времени возникновения инфекционного заболевания, степени вовлечения мозговых структур в патологический процесс, выраженности ведущего синдрома специфическая задержка психомоторного развития будет различной.

Если инфекционное заболевание возникло в первые месяцы жизни у ребенка с неблагоприятным акушерским анамнезом, протекало тяжело, его последствия трудно дифференцировать от последствий пре и перинатальной патологии.

У таких детей обнаруживают выраженные двигательные, речевые и психические нарушения, иногда осложненные судорожным синдромом, т. е. имеет место клиника тяжелого церебрального паралича с резким нарушением постнатального онтогенеза.

Если инфекционное заболевание не привело к тотальной задержке психомоторного развития, то в отличие от перинатального поражения во втором полугодии жизни у таких детей можно отметить некоторую неравномерность психического развития.

Так, например, при выраженном познавательном интересе (ребенок дифференцирует окружающих, интересуется игрушками) отмечается истощаемость психических функций.

Ребенок жаждет нового, но занимается им недолго. После некоторого отдыха он вновь с интересом возвращается к игрушке и снова ненадолго.

Для таких детей характерны нарушение внимания, эмоциональная возбудимость, склонность к истериформным реакциям. Отмечают выраженную полярность эмоций (ребенок целует мать, ласкается к ней и тут же может укусить).

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба