Первый период— новорожденности (Мышечная слабость артикуляционной и дыхательной мускулатуры)

Мышечная слабость артикуляционной и дыхательной мускулатуры делает крик ребенка коротким, слабым, высокого тона, иногда настолько тихим, что только по мимическим реакциям можно догадаться, что ребенок плачет. При крике может отсутствовать преобладание второй фазы («у-а» вместо «у-а-аа»); иногда изменяются и сами звуки, произносимые, при крике.

Крик может быть пронзительным, напоминать мычание, хрюканье, крик петуха, блеяние овцы или крик кошки. Здоровым новорожденным не свойственно и хныканье. Звуки, произносимые при крике, могут приобретать носовой оттенок при бульбарных и псевдобульбарных нарушениях, аномалиях строения носоглотки.

У ребенка со слабостью дыхательной мускулатуры, кроме того, ослаблен или отсутствует кашлевой толчок, новорожденный плохо чихает, не произносит гортанных звуков.

Голосовые реакции новорожденного могут быть также бедными или отсутствовать совсем вследствие угнетения центральной нервной системы. Отметив особенности эмоциональных и голосовых реакций ребенка при попытке вступить с ним в контакт, приступают к его осмотру.

Проводя общий осмотр ребенка, следует иметь в виду, что его итогом должна быть оценка не только отдельных параметров, о которых пойдет речь ниже, но и, что очень важно, уровня его стигматизации.

Наличие более 5—6 дизэмбриогенетических стигм — показатель повышенного риска задержки психомоторного развития.

Масса доношенных зрелых детей в среднем равна для мальчиков 3400—3500 г, для девочек — 3200—3400 г [Бисярина В. П., 1975].

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба