Голосовые реакции ребенка второго периода в виде начального гуления (гукание) на фоне положительного эмоционального состояния носят характер спокойного повествования либо проявляются радостным повизгиванием и смехом.
Крик как выражение отрицательных эмоций, начиная с 8 нед, имеет различный характер в зависимости от того, чем он вызван. Расспросив мать, можно убедиться, что она по характеру крика определяет состояние ребенка (мокрый, голодный, болит живот).
В этом же возрасте при осмотре можно вызвать крик, выражающий реакцию гнева и протеста, если положить ребенка, которого держали на руках, или прекратить с ним общение, или ограничить свободу движений.
В интонации этого крика на фоне неудовольствия проскальзывают нотки требования (ребенок как бы призывает взрослого изменить свое поведение). На лице появляется мимика гнева, возникают резкие «протестующие» движения ногами и руками. В возрасте 10—12 нед крику предшествует реакция неудовольствия с гримасничаньем и хныканьем.
При хныканьи в отличие от крика все двигательные реакции менее выражены и непостоянны, глаза не закрыты, голосовые реакции более прерывисты. Если ребенка не успокоить, то хныканье может перейти в крик или в реакцию гнева и протеста. К концу второго периода крик как реакция неудовольствия и протеста сопровождается появлением слез.
Нарушение дифференцированное эмоциональных реакций проявляется в данный возрастной период их отсутствием, неадекватностью или фрагментарностью.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба