Второй период (возраст 1—3 мес) (Совершенствование зрительной функции)

Совершенствование зрительной функции осуществляется как в моторном, так и в сенсорном аспектах. Подробно оценка глазо-двигательной функции дана ниже.

Уже при первоначальном наблюдении и попытке вступить с ребенком в контакт следует особо обратить внимание на то, как и что он рассматривает. Внимание здорового ребенка 2—3 мес привлекают уже менее яркие раздражители, находящиеся не только непосредственно перед ребенком, но и сбоку от него; он постоянно что-либо рассматривает.

Если в поле зрения не оказывается, никакого предмета, привлекающего его взор, то возникает новая реакция — активный поиск раздражителя: ребенок начинает переводить глаза и поворачивать голову до тех пор, пока не найдет какой-либо объект для фиксации.

Длительность зрительного сосредоточения к 3 мес возрастает до 7—10 мин. В момент зрительного сосредоточения притормаживаются общие движения и голосовые реакции. Если плачущему ребенку показать игрушку, он успокаивается.

Иными словами, начиная со 2-го месяца жизни, зрительные реакции приобретают доминантный характер, и в период бодрствования отмечается непрерывное функционирование зрительного анализатора не только при специальном воздействии на него оптических раздражителей (показ игрушки), но и спонтанно. Наблюдая за ребенком этого возраста, можно отметить, что он более длительно сосредотачивает взор на объектах определенного цвета, отдавая предпочтение желтому и зеленому.

В возрасте 2—2 1/2 мес ребенок, взятый на руки и удерживаемый вертикально, фиксирует взгляд на вашем лице.

Эта возможность рассматривания предметов на близком расстоянии связана как с совершенствованием конвергенции, так и с появлением новой функции — дифференцировки раздражителей на различном фоне (до этого ребенок рассматривал предметы на однородном фоне — потолке).

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба