Второй период (возраст 1—3 мес) (Нарушение сенсорной функции)

Нарушение сенсорной функции зрительного анализатора может проявиться полным ее отсутствием, когда ребенок не фиксирует взор на предмете, или различной степени выраженности недостаточностью.

В последнем случае ребенок может фиксировать взор, но недостаточно хорошо прослеживать движущийся предмет, либо обе функции быстро истощаются, либо к концу периода он не ищет активно предмет, либо ищет его, но недостаточно длительно на нем задерживается, либо, сосредоточиваясь на далеко расположенных предметах, не рассматривает близлежащие.

Полное отсутствие сенсорной функции зрительного анализатора обусловлено глубоким поражением центральной нервной системы или периферической зрительной рецепции.

Парциальные нарушения бывают у гипер — или гиповозбудимых детей, у детей с тяжелыми двигательными нарушениями, как одно из первых проявлений врожденного слабоумия и др. Во второй возрастной период на более высоком уровне можно оценить и состояние слуха ребенка. Если встать сбоку от лежащего на спине ребенка так, чтобы он вас не видел, и заговорить, то начиная с 7—8 нед, а более отчетливо — с 10—12 нед здоровый ребенок повернет голову в сторону звукового раздражителя.

Спустя неделю такая же реакция будет на звучащую игрушку. Эта новая реакция на звуковые стимулы — поворот головы и глаз в сторону невидимого источника звука — связана с возможностью локализации звука в пространстве. В 8—10 нед ребенок поворачивается к источнику звука, расположенному над головой, а к 3 мес точно и быстро локализует звук любого направления не только в положении лежа, но и в вертикальном положении на руках у взрослого.

К концу 2го месяца слуховые реакции начинают приобретать доминантный характер. Если заговорить с двигательно-возбужденным и кричащим ребенком или погреметь звучащей игрушкой, он замирает и перестает кричать.

Если при появлении звукового раздражителя ребенок был спокоен или спал, он вздрагивает, вскидывает руки, двигает ногами. В ответ на длительный, тихий шипящий звук «ш-ш-ш» он замирает, затем начинается двигательное беспокойство. При резких и отрывистых звуках вздрагивает, а затем замирает.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба