Патология слуховых реакций может проявляться их отсутствием, чрезмерной длительностью латентного периода, несимметричностью.
Отсутствие или слабость слуховых реакций чаще всего обусловлены резким снижением слуха, в то время как неравномерность слуховых реакций на звуки, расположенные с обеих сторон, обычно связана с ошибкой воспитания: если взрослый подходит к кровати ребенка всегда с одной стороны, то вначале и поворот на звук наблюдается в эту сторону.
Но в отличие от нарушений слуха, если ребенка осматривать через несколько дней, дав предварительные указания обслуживающим его взрослым о необходимости речевого контакта с ребенком с другой стороны, можно уже отметить равномерность слуховых реакций.
Оценивая сенсорные функции ребенка второго возрастного периода в целом, следует иметь в виду, что особенностью сенсорного развития в этом возрасте является не только совершенствование функции отдельных анализаторов, но и появление интерсенсорных связей, одним из примеров которых являются описанные выше локальные реакции с кожи.
Вначале эти реакции устанавливаются в зоне наиболее сильных тактильных ощущений — в области глаз и носа, а затем на других участках кожи.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба