Второй период (возраст 1—3 мес) (Сосание пальцев)

Со 2го месяца жизни ребенок начинает приближать руки ко рту и сосать пальцы.

С конца 2го месяца он направляет руку к глазу или к носу, потирает их. Это первые дифференцированные движения. На 3-м месяце жизни ребенок начинает поднимать руку над лицом и фиксировать ее взором. Движения рук на этом этапе возможны изолированно от общих движений. Согласованность в движениях рук отсутствует. С 12—13-й недели появляется новая двигательная реакция — направление рук к объекту.

Распеленав ребенка и расположив на расстоянии его вытянутой руки яркую игрушку, можно видеть, как после зрительного сосредоточения он оживляется, вскидывает руки, толкает игрушки, т. е. развивается сочетательный зрительно-двигательный рефлекс — вскидывание рук на зрительный стимул.

На 2-м месяце жизни сгибание руки в локте еще приводит к сгибанию пальцев за счет выраженности синергии, а к 3 мес ребенок уже может временами сгибать руку без сгибания пальцев. Торможение синергии в движениях рук и пальцев имеет важное значение для длительного удержания предмета.

С этого возраста тактильные ощущения пальцев при контакте с предметами начинают влиять на движения руки.

Постепенно увеличивается длительность удержания вложенного в руку предмета. Так, если в возрасте 2 мес ребенок удерживает вложенный в руку предмет примерно до 10 с, то к 3 мес — до 20—30 с. К 3-му месяцу жизни можно наблюдать, что при удерживании игрушки он не всегда одновременно разгибает руки и пальцы. Это помогает ему удерживать игрушку при сгибании руки в локтевом суставе.

Если же и происходит одновременное разгибание руки и пальцев и игрушка начинает выпадать, ребенок может согнуть пальцы и удержать игрушку.

Таким образом, движения пальцев начинают дифференцироваться от движений всей руки. В возрасте от 1 до 3 мес, как и в период новорожденности, закономерно вызывается коленный рефлекс, ахиллов, рефлекс с m. biceps, кремастерные и брюшные рефлексы. Более выраженным становится рефлекс Бабинского, который физиологичен для грудного ребенка.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба