Третий период (возраст 3—6 мес) (Выраженность реакций страха)

Выраженность реакций страха во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, а также от условий воспитания и окружения; тем не менее их оценка имеет важное диагностическое значение.

Чрезмерная выраженность реакции страха на этом возрастном этапе характерна для детей с повышенной нервной возбудимостью; она может быть первым симптомом врожденной детской нервности, минимальной мозговой дисфункции, а также наблюдается при гипертензионно-гидроцефальном синдроме и детском церебральном параличе.

Таким образом, комплекс оживления как реакция на общение со взрослым, являясь ведущей формой деятельности ребенка на этом этапе, начинает дифференцироваться.

Отсутствие дифференцированности в комплексе оживления характерно для задержки психомоторного развития, в том числе вследствие педагогической запущенности. Поэтому необходимо учитывать, что дифференциация обычно раньше появляется у детей, воспитывающихся дома, чем у детей, находящихся в детских учреждениях.

Установив с ребенком контакт, когда он после периода настораживания начинает спокойно или оживляясь фиксировать Ваше лицо, целесообразно проверить наличие новой эмоциональной реакции — крика при уходе.

Наклонившись над ребенком и ласково с ним разговаривая, взрослый в момент, когда ребенок хорошо фиксирует его лицо, отходит от кроватки.

Ребенок начинает кричать. Эта реакция крайне непостоянна, во многом зависит от общего состояния ребенка и индивидуальных особенностей его высшей нервной деятельности, поэтому самостоятельного диагностического значения не имеет, но ее наличие свидетельствует о хорошем нервно-психическом развитии.

Проверив указанные эмоциональные реакции, надо расспросить мать, а при возможности посмотреть, как реагирует ребенок на ее появление и уход.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба